Первый поезд, идущий по пути «Шелковый ветер» из Китая в Казахстан.

Первый поезд, идущий по пути «Шелковый ветер» из Китая в Казахстан.

Коммерсантъ / ZUMA / Xinhua / Geng Yuhe

В минувшие выходные контейнерный поезд торжественно прибыл из Китая в Грузию, на станцию Тбилиси-Централь, предварительно проехав транзитом по территории Казахстана и Азербайджана. Следующая остановка – Турция, пункт назначения грузов – ЕС. В рамках Silk Wind («Шелковый ветер»), ответвления мегапроекта нового Шелкового пути, китайские товары будут попадать в Европу через Среднюю Азию и Кавказ. Новый маршрут – лишь фрагмент сложной логистической паутины, которую плетут китайцы. Ранее город Иу на востоке КНР с испанским Мадридом соединили 13 тысяч км железнодорожных путей. Заметная часть этой рекордно длинной железной дороги прошла через Россию, но сейчас ее территорию решили обогнуть.

То, что страна, претендующая на роль главной транзитной державы, вдруг оказалась в стороне от строительства новых евразийских транспортных коридоров, может показаться странным. Чем это объяснить?

Что такое новый Шелковый путь?

Вдохновленный древним торговым маршрутом, сверхамбициозный транспортный проект, связывающий Восток с Западом – в первую очередь в интересах Китайской Народной Республики. Заметим, что с некоторыми вариациями то же название используется в других близких по духу программах (скажем, предложенной США New Silk Road, впрочем, пока так и нереализованной).

Silk Wind – часть более широкой, еще не до конца оформившейся концепции Экономический пояс «Шелковый путь». Сейчас мы наблюдаем строительство центральной части композиции (КНР – Центральная Азия – ЕС). Есть также южный (КНР – Юго-Восточная Азия – Южная Азия – Индийский океан) и северный (КНР – Центральная Азия – Россия – страны ЕС) коридоры.

Об Экономическом поясе «Шелковый путь» впервые стало известно в 2013 году после заявления лидера КНР Си Цзиньпина, сделанного в Казахстане. О серьезности намерений тут можно судить хотя бы по плановым размерам фонда Шелкового пути: $40 млрд. $100 млрд – капитал участвующего в финансировании проектов фонда Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, международного по составу участников, но управляемого китайцами (его президентом избран экс министр финансов КНР Цзинь Лицюнь, а доля участия КНР в капитале достигает почти $30 млрд). Крупные китайские корпорации – в частности, Cosco Pacific, China Merchants, China Road and Bridge – уже вложили не менее $5 млрд в развитие дорожной инфраструктуры в государствах, по территории которых проходят маршруты нового Шелкового пути.

Как выглядит кратчайший путь из Китая в Европу?

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, ответ не так очевиден. Новый маршрут премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили описал как «кратчайший путь» из Азии в Европу, «в пять раз уменьшающий» расстояние, которое приходится преодолевать сегодня по морю. Самым коротким его назвал и президент Азербайджана Ильхам Алиев.