REUTERS / Faisal Al Nasser
В Саудовской Аравии прошли первые муниципальные выборы с участием женщин. Около 130 тысяч жительниц страны получили право голоса, некоторые стали депутатами. Кампания сопровождалась ограничениями (в частности, при общении женщин с избирателями), женщины в итоге заняли лишь около процента от общего числа депутатских мест. Впрочем, даже с учетом этого выборы стали знаковым событием для страны, в которой положение женщин ограничено законами, традициями и религиозными установками.
Саудовская Аравия – одна из стран-аутсайдеров в мировом рейтинге «гендерного разрыва» (Gender Gap Report), который составляет Всемирный экономический форум с учетом экономической активности мужчин и женщин, доступа к образованию и других факторов. В стране практикуется половая сегрегация (она распространяется на учебные заведения, рестораны, в определенной степени на рабочие места), контакты женщин с представителями противоположного пола (которые не приходятся им родственниками) ограничены, поездки требуют согласия «опекуна» (например, отца или мужа). Женщинам запрещено водить машину, их трудоустройство ограничено, как и возможность отстаивать свои права в суде.
Все это принято связывать, прежде всего, с религией. Саудовская Аравия – исламское государство, где действуют нормы шариата. Во многом именно они определяют положение женщин. Некоторые исследователи, впрочем, полагают, что более важны устоявшиеся социальные структуры в странах, где ислам является господствующей религией. По их оценкам, мусульмане, живущие в неисламских странах, более открыты для идей гендерного равенства, чем в тех странах, где их единоверцы составляют большинство.
Были и попытки объяснить неравенство экономическими факторами. В частности, высокими доходами от нефти и газа. Теория сводится к тому, что экономика, ориентированная на продажу энергоресурсов, зачастую способствует ограничению прав женщин – как трудовых, так и политических.
По сути, речь идет об одной из форм «ресурсного проклятия» – явления, при котором страна, обладающая, к примеру, богатыми запасами нефти, расплачивается за это упадком других отраслей экономики (это явление также известно как «голландская болезнь») и другими негативными последствиями. Среди них коррупция, усиление авторитаризма и угроза внутренней нестабильности.
Некоторое представление о корреляции между доходами от энергоресурсов и гендерном неравенством может дать рейтинг «гендерного разрыва» – точнее, его нижняя часть. Среди 30 стран, замыкающих список, помимо Саудовской Аравии есть также Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Кувейт, Нигерия, Катар, Ангола и Алжир. Это почти половина, 8 из 20, стран – мировых лидеров по производству нефти.