MCT via Getty Images / Miami Herald / Juan Manuel Barrero Bueno
Подводная кустарного производства лодка, на борту которой находилось три тонны кокаина, была перехвачена в двухстах морских милях от Галапагосских островов в результате совместной операции ВМС Колумбии и Эквадора, сообщили на минувшей неделе власти этих стран. С 1993 года силовым структурам удалось задержать уже почти 90 подобных кораблей, и этот показатель постоянно растет. Тем не менее выгода данного канала для колумбийской наркомафии очевидна: он позволяет избежать посредников в виде мексиканских или венесуэльских картелей при поставке кокаина в США.
Поиски корабля, вышедшего из колумбийского департамента Нариньо, продолжались в водах Тихого океана почти неделю. По замыслу владельцев криминального груза, он должен был проследовать до Галапагосского архипелага, а оттуда направиться к побережью Центральной Америки и достичь США, но что-то пошло не так. Сначала аппарат ходил зигзагами, пытаясь проскочить мимо катеров береговой охраны, а потом у него отказал один из моторов, и он действительно потерялся. Пока его не обнаружил самолет американского Управления по борьбе с наркотиками (ДЕА), оповестивший местных силовиков о местонахождении лодки, на борту которой находились трое граждан Колумбии.
Команда подлодки, не превышающая четырех человек, в течение нескольких дней должна находиться в пространстве размером с односпальную кровать
Доподлинно неизвестно, какой из местных картелей первым решил использовать в своих бизнес-интересах опыт мировых войн XX века, но первая в истории человечества наркоподлодка, «Лаура», была задержана 22 мая 1993 года возле колумбийского острова Провиденсия в Карибском море. Тот семиметровый аппарат мог перевозить не более одной тонны кокаина. А самый грандиозный подобный корабль попал в руки правоохранительных органов южноамериканской республики 6 сентября 2000 года. Рассчитанный, по самым смелым оценкам, примерно на 200 тонн груза, он так и не познал моря, поскольку был арестован на начальной фазе постройки прямо на импровизированной верфи в департаменте Кундинамарка, в 40 км от колумбийской столицы Боготы. Длина его при спуске на воду должна была составить почти 40 метров.
Североамериканским морякам впервые удалось перехватить наркоподлодку в ноябре 2006 года у берегов Коста-Рики. В связи с тем, что до этого они никогда прежде не видели подобных аппаратов, но лишь слышали полубылинные истории о них, военные, вдохновившись криптозоологией, прозвали его «Бигфут». Впоследствии этот корабль был выставлен на обозрение публики на военной базе Truman Annex в городе Ки-Уэст, штат Флорида.
По словам контр-адмирала Кристофера Томни, возглавляющего Южное объединенное командование Береговой охраны США, в настоящее время 95% наркотиков поступает в эту страну именно по водным путям. Главным образом речь идет о кокаине, который прячут на сухогрузах, промысловых судах, частных парусниках, быстроходных катерах и подводных лодках, которые пользуются все большей популярностью у криминальных структур. «Контрабандисты тратят до 1 млн долларов на постройку каждого подобного корабля, используемого, как правило, всего один раз», – отмечает контр-адмирал. По прибытии к американским территориальным водам они попросту затапливаются.
«В погруженном состоянии такие суда возвышаются над водой всего на один фут (примерно 30 см). Покрашенные в несколько тонов голубого цвета, они теряются на фоне океана, и визуально их непросто идентифицировать даже с расстояния 30 метров», – рассказывает в свою очередь лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) БОХР США Девон Бреннан. Впрочем, некоторые корабли представляют собой подлинные произведения инженерного искусства. Они способны погружаться на глубину до трех метров, так что над поверхностью воды видны лишь перископ с прибором ночного видения, воздухозаборник и выхлопная труба.