BB-8 Sphero

& ™ Lucasfilm Ltd.

На протяжении почти 40 лет игры и игрушки по мотивам «Звездных войн» – были большим бизнесом: продажи с 1977 года оцениваются в $12 млрд, и это не считая еще $5 млрд, которые, по прогнозам, принесет последняя часть киноэпопеи, вышедшая на экраны 18 декабря. За свою долю в этом бизнесе конкурируют такие гиганты, как Lego и Hasbro, и небольшая компания, производящая шарообразных роботов, представить себе не могла, что станет частью этого рынка. Но чудеса случаются: неожиданно для всех, включая создателей, маленькая игрушка размером с апельсин стала самым популярным продуктом франшизы. Вот как это произошло.

Шаг 1. Придумай симпатичную игрушку. Стартап Sphero пять лет производил дистанционно управляемую игрушку-шар, которую можно было катить в любых направлениях с помощью приложения на смартфоне или планшете. Роботов потихоньку покупали: с 2010 года компания продала 500 тысяч своих роботов по цене $130, то есть, как подсчитал Bloomberg, по 14 штук в час. Через несколько месяцев продажи подскочили до 2000 штук в час – маленького робота захотели все. Что случилось? Он сменил дизайн.

Sphero 2.0

Sphero

Шаг 2. Случайно встреть нужных людей. В один прекрасный для Sphero день к основателям стартапа пришли представители Walt Disney (приобрела создателя «Звездных войн» Lucasfilm в 2012 году). Встреча была случайной и оказалась роковой. В 2014 году Sphero наряду с другими фирмами приняла участие в программе Disney’s Accelerator для стартапов. На второй день программы к директору Sphero Полу Бербериану подошел глава Disney Роберт Айгер и показал эскизы к готовящемуся фильму. Среди них был робот-шар BB-8 – шарик с головой в виде полусферы. «Он очень похож на то, что вы делаете», – сказал Айгер.

«В течение 60 секунд до тебя доходит, что это – огромная возможность. Мы даже знали, как сделать голову – у нас уже была для этого технология», – рассказал Бербериан Financial Times.

Через 10 месяцев продукт был готов к выходу на рынок.

Шаг 3. Пожинай плоды. В первые часы после выхода новой версии 4 сентября 2015 года число продаваемых игрушек взлетело до 2000 в час даже несмотря на выросшую до $150 стоимость. За 10 месяцев Sphero пришлось увеличить штат сотрудников более чем вдвое – до 100 человек, в следующем году планируется расширение до 200 сотрудников. С началом продаж игрушечной копии BB-8 посещаемость сайта компании выросла до сотен тысяч пользователей в день. В сентябре – месяце, когда вышел новый робот – продажи достигли 90% годовой планки, а к концу года, по прогнозам компании, выручка более чем в пять раз превысит план.

Sphero не раскрывает свою прибыль. Но, по словам главы стартапа, то, что начиналось пять лет назад как малоизвестная игрушка, за пару месяцев превратилось то, что «продается лучше любого другого продукта» во вселенной «Звездных войн». Вселенной, которая стоит $17 млрд.