Минэкономразвития уже в 2012 году указывало на допущенные ошибки при расчете тарифа для системы «Платон» из-за использования устаревших данных, но его замечания были проигнорированы. Об этом узнала Русская служба «Би-би-си».
Для оценки того, какую часть расходов на ремонт автодорог необходимо взимать с грузовиков, Минтранс использовал коэффициент приведения к легковому автомобилю. Это число показывает, сколько легковушек «помещается» в одном грузовике по количеству ущерба для дороги.
В расчетах тарифа указан коэффициент 5,5, якобы взятый из современных немецких исследований. Минэкономразвития оспорило это число, пояснив, что в перечисленных работах значится коэффициент 4,5 (то есть что грузовики должны платить меньше).
В ответ разработчики тарифа заявили, что будут опираться на более старые советские нормы СНиП 2.05.02–85. При этом указанный стандарт был обновлен в 2013 году, коэффициент был снижен – до 3,5. Эти изменения, дополнительно понижающие тарифную нагрузку на грузовики, Минтранс также не учел.
28 декабря основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный опубликовал на своем сайте текст соглашения между РФ и компанией-оператором системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон». Как следует из документа, соглашение государства и компании, наполовину принадлежащей Игорю Ротенбергу, было заключено без проведения конкурса и с нарушением законодательства о защите конкуренции.
Система «Платон», через которую проходит плата с большегрузов за проезд по трассам, работает с 15 ноября. Километр пути для грузовиков весом больше 12 тонн стоит 1,52 рубля. С февраля 2016 года этот показатель достигнет 3,06 рублей. С водителей не будут взимать штрафы за отказ платить сбор.