Матери двух изнасилованных девочек в провинции Уттар-Прадеш.

Матери двух изнасилованных девочек в провинции Уттар-Прадеш.

Anindito Mukherjee / Reuters

В декабре 2012 года в Дели было совершено одно из самых резонансных преступлений Индии за последние десятилетия – групповое изнасилование 23-летней студентки-парамедика. Девушка с другом ехали в автобусе, где помимо них находились еще шестеро мужчин, включая водителя. Все шестеро участвовали в изнасиловании девушки и избиении ее спутника. Через несколько недель потерпевшая скончалась от полученных травм (в результате изнасилования сильно пострадал кишечник жертвы). Этот случай привлек внимание как индийской, так и мировой общественности к проблеме преступлений сексуального характера в Индии. По всей стране прошли массовые демонстрации с требованиями обеспечить безопасность женщин. Зарубежные СМИ активно освещали данный инцидент; несколько государств, включая Великобританию, рекомендовали своим гражданкам быть осторожнее во время поездок в Индию, а китайское информагентство «Синьхуа» даже назвало Дели «мировой столицей изнасилований».

С тех пор за Индией закрепился образ одной из наиболее опасных стран в плане сексуальных преступлений. Но, согласно статистике, по состоянию на 2010 год в Индии на 100 тысяч человек приходилось 1,8 изнасилования. Для сравнения: в США этот показатель составлял 27,3, в России – 3,4, в Швеции – 63,2. Цифры свидетельствуют о том, что в развитых западных странах процент преступлений сексуального характера значительно выше. Однако статистика изнасилований далеко не репрезентативна – она основывается на количестве уголовных дел и не учитывает, что большинство жертв подобных преступлений вообще не обращается в полицию. В США об изнасилованиях заявляют порядка 37% пострадавших, в России – 8%, в Индии – 5,8% (а в случаях, если насильником был муж жертвы, – всего 0,6%).

Наша культура лучшая. В ней нет места женщине

Кроме того, на объективность приведенной выше статистики влияет разница в формулировках законодательных актов о сексуальных преступлениях. Так, в Индии изнасилование, совершенное законным супругом, преступлением не считается, а жертвой изнасилования может быть только женщина. Согласно российскому законодательству, дело по факту изнасилования может быть возбуждено только против мужчины, достигшего 14 лет, женщина может выступать только соответчицей. В Швеции же как субъектом, так и объектом сексуального преступления может являться любой гражданин вне зависимости от его возраста и половой принадлежности, а каждый случай изнасилования фиксируется отдельно. То есть если муж насиловал жену ежедневно в течение года, в статистике это будет отражено как 365 отдельных преступлений, а не как одно.

Очевидно, статистические выкладки необъективны и совершенно не проливают свет на то, как в реальности обстоят дела с преступлениями сексуального характера. Индия заслужила репутацию неблагополучной в данном контексте страны совсем не из-за количества изнасилований. В индийской патриархальной культуре положение женщин по-прежнему крайне незавидное. Безусловно, индианки имеют гораздо больше прав, чем гражданки Саудовской Аравии или Ирана. Они могут работать, голосовать, занимать политические посты. Тем не менее женщина в Индии все еще человек второго сорта. «Наша культура лучшая. В ней нет места женщине», – сказал адвокат обвиняемых по делу о групповом изнасиловании в Дели.