Акция протеста после казни шиитского проповедника Нимра аль-Нимра у посольства Саудовской Аравии в Тегеране.

Акция протеста после казни шиитского проповедника Нимра аль-Нимра у посольства Саудовской Аравии в Тегеране.

Abedin Taherkenareh / EPA

Обезглавливание сразу после Нового года (праздник и дата, абсолютно чуждые исламу, где свой календарь, так что совпадение случайное) сорока семи человек властями Саудовской Аравии взорвало ситуацию в регионе. Дело в том, что среди казненных был ведущий шиитский проповедник страны – Нимр ан-Нимр, приговоренный к высшей мере за активное участие в протестах единоверцев в 2011–2012 годах. Власти Саудовской Аравии обвинили его в «разжигании розни и расшатывании национального единства, призывах к беспорядкам и выходу из повиновения правителям».

Отсечения головы и последующего распятия тела с выставлением на всеобщее обозрение ожидает и племянник казненного, арестованный тогда же в 2012 году, что и его дядя, в семнадцатилетнем возрасте. До последнего момента, кстати, судьба именно подростка больше привлекала внимание и западных СМИ, и тамошней общественности – в его защиту собирались подписи и выступали известные политики и общественные деятели.

В ходе суннитско-шиитских конфликтов было пролито столько крови, совершено столько преступлений, что переступить через них оказывается невозможным

Однако внутри Саудовской Аравии и мировой шиитской общины личность Нимра ан-Нимра была ключевой. Напомним, что королевство саудитов отнюдь не монолитно в религиозном плане. Хотя государственной идеологией там является ваххабизм – радикальное суннитское течение, от десяти до пятнадцати процентов населения принадлежат к шиитам-имамитам, причем это не недавние переселенцы, а исконные жители северо-востока Аравийского полуострова. И, кстати, населяют они регион вдоль Персидского залива, где сосредоточены основные центры добычи нефти (в том числе город Катиф – родину казненного), что делает ситуацию вдвойне взрывоопасной.