Maxim Shipenkov / EPA
Российский бюджет-2016 принимался исходя из мрачных ожиданий: $50 за баррель и 63 рубля за доллар. Действительность пока выходит хуже. Но в правительстве и парламенте уверяют, что, невзирая на кризис, сохранят большую часть социальных расходов, а вместе с ними и сам образ социального государства, который в России складывается из бесчисленных льгот, надбавок, пособий и индексаций. С чем придется иметь дело? Об этом федеральные министры (бывшие и действующие) и депутаты рассуждали в рамках открывшегося сегодня Гайдаровского форума. Вот прозвучавшие цифры, они красноречивы.
11 млн досрочных пенсионеров. Каждый четвертый из 43 млн пенсионеров в России, по словам министра труда и соцзащиты РФ Максима Топилина, вышел на пенсию раньше установленного срока – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (воспользовавшись одной из многочисленных льгот). Чиновник сетует, что из-за досрочников Пенсионный фонд несет значительные потери. «Но это не означает, что нам нужно думать, как уходить от досрочных пенсий», – сделал оговорку министр, чтобы никто не понял его превратно. (Хотя по здравом размышлении именно это и означает.)
1 млн человек. Настолько по итогам 2016 года сократится экономически активное население в России. В следующем году история повторится. При сохранении нынешнего пенсионного возраста число пенсионеров в стране ежегодно будет увеличиваться на 300–400 тысяч человек. Прогнозируется, что к 2030 году пенсионеров и работающих в стране будет поровну.