Туристы в геотермальном заповеднике Уаи-О-Тапу.

Bogdan Cristel / Reuters

Иногда благословение для экономики страны оказывается ее же проклятием. Для России это нефть, к которой экономика привязана не одно десятилетие. А вот Новая Зеландия нашла новый источник экономического роста, который, с одной стороны, обещает значительные доходы бюджету, а с другой – несет издержки и даже опасность для местных жителей, пишет Reuters.

Долгое время главной статьей дохода Новой Зеландии была молочная продукция – на нее приходилась четверть всего экспорта страны, объем составлял свыше 13 млрд новозеландских долларов ($8,3 млрд). Новая Зеландия экспортирует 95% своего молока, которое обеспечивало 40% глобальной торговли молочными продуктами (если не учитывать Евросоюз, торгующий сам с собой).

Однако в этом году у государства появилась другая статья доходов: место сокращающегося в последние годы молочного экспорта (здесь виновато снижение мировых цен на молоко) занял туризм. По данным Ассоциации туристической отрасли (Tourism Industry Association), доходы от туризма впервые обошли экспорт молока, составив 13,5 млрд новозеландских долларов ($8,85 млрд). Количество иностранных туристов, приехавших на острова, достигло рекордных 3,09 млн человек, причем очень резко подскочило число китайцев: если в прошлом году во время новогодних праздников (отмечаются в феврале) в Новую Зеландию прибыло 7000 китайских туристов, то в этом ожидается сразу 50 тысяч за одну праздничную неделю.

Самая известная туристическая достопримечательность Новой Зеландии, городок Матамата, теперь также известный как Хоббитон, в этом году ожидает прироста туристического потока на 40%. Ежедневно на место, где снимали «Властелина колец», приезжают посмотреть 2500 человек. Таверна при гостинице «Зеленый дракон», где расслаблялись жители Шира, варит по тысяче литров пива каждый день, мест в отелях не хватает.

Но новозеландцы несчастны: помимо доходов, туристы приносят убытки и расстройство. «Самая большая проблема в грязи, которую они после себя оставляют», – сетует представитель властей Тасманского округа, где «вольные кэмперы» паркуются в непредназначенных для этого местах и используют кусты в качестве туалетов.

Еще одна проблема – нагрузка на жизнь городов и деревень, которую приносят туристы. В некоторых городах число гостей может многократно превышать количество местных жителей: так, при населении 7000 человек городок Ванака ежегодно переживает наплыв 300 тысяч туристов. Это сказывается на работе городских служб: например, за два дня до Нового года в известном своими спа-центрами городке Ханмер-Спринг в буквальном смысле закончилась вода.

Более того, туристы бывают не просто неприятны, но и опасны. В январе новозеландская общественность с жаром обсуждала новость о том, что британец Льюис Коул был остановлен полицией Новой Зеландии за езду на скорости 141 км/ч. «Я и не знал, что превысил, – прокомментировал ситуацию Коул. – Если честно, я не в курсе, какое здесь ограничение. Да и к скорости в километрах я не привык». Согласно статистике департамента транспорта Новой Зеландии, в некоторых районах Южного острова ДТП с участием иностранцев составляет более четверти всех дорожных происшествий.

Чтобы сократить число дорожных аварий, правительству приходится инвестировать миллионы в то, что позволяет повысить безопасность туристов, включая веб-сайты, мобильные приложения и информативные видео. Местные активисты призывают власти пойти еще дальше и запретить туристам, прибывшим самолетом издалека, брать в аренду машину раньше чем через сутки после прилета, или заставлять их проходить нехитрый тест на адекватность. Новозеландские власти, безусловно, нацелены на привлечение иностранцев: туризм имеет потенциал стать новой дойной коровой для экономики страны. Самим же новозеландцам придется мириться с недостатком воды, отсутствием парковочных мест и более высокими ценами в ресторанах, мусором и водителями, которые «не в курсе» скоростных ограничений.