Алюминиевый завод China Hongqiao Group в Цзоупине, провинция Шаньдун.

Алюминиевый завод China Hongqiao Group в Цзоупине, провинция Шаньдун.

Brent Lewin / Bloomberg via Getty Images

Китай сбавляет темпы. Но, несмотря на это, страна остается надеждой мировой экономики. На проходящем на этой неделе Давосском форуме такой точки зрения придерживаются многие.

«Меня тут постоянно спрашивают, правда ли, что китайская экономика сдувается, – комично сдвинув брови, рассказывал профессор Государственного университета Сингапура Махбубани Кишор. – Абсолютно не согласен, будто у Китая крупные проблемы».

«На следующем Давосе об этих проблемах никто и не вспомнит», – согласился глава ВТБ Андрей Костин.

Дискуссия, в которой Кишор выступал модератором, а Костин – экспертом, посвящалась Шелковому пути. Исполинский транспортный проект реализуется по инициативе и под началом Поднебесной. Конечно, в свете развертывания амбициозных международных маршрутов из Азии в Европу говорить о каких-то локальных проблемах китайского фондового рынка и даже о замедлении темпов роста китайской экономики – к слову, самых низких с 1990 года, – было не вполне уместно. Поэтому об этом в основном помалкивали, заполняя пустоту словами о том, что Китай – все еще сила и мощь.

«Китайская экономика растет на 6,8%. Отличный рост для любой страны в мире сейчас», – заявил Султан Ахмед бин Сулайем, глава крупного дубайского портового оператора DP World. В том же духе выступил Костин. «Китай – несомненный лидер азиатской экономики, много строит, инвестирует в инфраструктуру», – почти механически произнес руководитель российского госбанка. «Сложности Китая временны», – разделил общее мнение присутствовавший тут же грузинский премьер Георгий Квирикашвили, утвержденный на свою должность меньше месяца назад. Его предшественник Ираклий Гарибашвили лично встречал контейнерный поезд из Китая на станции Тбилиси-Централь – эту первую ласточку запущенного недавно маршрута Silk Wind («Шелковый ветер»), ответвления мегапроекта нового Шелкового пути, по которому китайские товары будут попадать в Европу через Среднюю Азию и Кавказ. В общем, энтузиазм, который грузины питают в отношении транспортных связей с Китаем, было легко почувствовать и в заявлениях Квирикашвили.

Ближе к концу разговора, в котором все были согласны друг с другом, один из слушателей в зале, представившийся Анатолием Чубайсом, попытался добавить остроты. Он задал вопрос, который назвал провокационным: почему в разговоре не участвуют представители КНР? Это случайность? Но опытный дипломат Кишор (в прежние времена он работал в ООН) только отделался общими замечаниями, то есть фактически ушел от ответа.

Оставались считаные минуты до завершения этой дипломатичной беседы, и под занавес каждому из участников предоставили возможность еще раз подтвердить свой оптимизм по поводу Китая. Все так и сделали, кроме одного человека, которого, строго говоря, тут не должно было быть.