Paramount Pictures / ZUMA / ТАСС
Вопрос на собеседовании: «У вас отличная прическа. Сами стриглись?» Это симптом, сказал бы доктор Хаус. У Майкла Берри, к которому относилась фраза, – синдром Аспергера, легкая форма аутизма. Несмотря на это (или благодаря этому) его хедж-фонд Scion Capital сорвал самый большой куш во время последнего финансового кризиса. Только в 2007 году Берри заработал для своих инвесторов $750 млн.
Голливудский фильм «Игра на понижение» («Big Short») выдвинут на премию «Оскар» в пяти номинациях, в том числе за сценарий, в основу которого легла документальная книга Майкла Льюиса с одноименным названием. Некоторые имена в фильме сохранены, как в случае с Майклом Берри, другие изменены, но суть от этого не меняется – в его основе подлинная история.
«В то время как весь мир отрывался на празднике жизни, несколько фриков и чудиков заметили то, что пропустили остальные. Я тоже пропустил, потому что я не чудик, а крутой парень. А вот они увидели, так как делали то, чего не делали остальные лузеры, – они смотрели» (Здесь и далее – реплики из фильма).
При синдроме Аспергера индекс так называемого эмоционального интеллекта (EQ) стремится к нулю, зато формальный интеллект (IQ) в полном порядке и даже усилен склонностью часами застревать на какой-нибудь идее – например, без устали анализировать потоки чисел. Человеку с низким EQ cделать карьеру в корпоративном мире практически невозможно, и на Уолл-стрит Майкл Берри попал случайно. По образованию он доктор, анализировать движение ценных бумаг начал забавы ради, свои соображения о том, что покупать/держать/продавать, излагал в блоге. Некоторые инвесторы советам последовали и выиграли. Майкл стал популярен. Закончилось тем, что он начал управлять хедж-фондом. И предложил поставить миллиард долларов на крах американского рынка недвижимости.
Для большинства поставить на это в нулевые годы – это как пойти против здравого смысла. Вера американцев в рынок недвижимости была сравнима разве что с нашими 85% поддержки экономической политики властей.
«Правда как поэзия, и большинство на фиг поэзию не переваривает».
Но были и те, кто сохранил голову ясной, например Уоррен Баффет, который никогда не инвестирует в то, чего не понимает. А понять, как плохие долги превращаются в хорошие ценные бумаги, действительно непросто.
«На Уолл-стрит любят сбивать людей с толку, чтобы вы думали, что то, чем они занимаются, могут делать только они. Или чтобы вы просто свалили на хер».
Как в жизни воспользоваться историей, изложенной в фильме, – даже если вы не имеете к финансовому рынку никакого отношения?