Олег Репченко

Олег Репченко

Фото: Арсений Несходимов для Slon Magazine

Олег Репченко, глава аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», следит за ценами на московские квартиры последние 20 лет. Эти годы вместили в себя три кризиса (включая текущий), а также взлет цен на столичное жилье выше $6000 за квадратный метр. Опыт наблюдений подсказывает Олегу возможную реакцию рынка на текущие события, главное из которых, впрочем, тяжело прогнозировать – динамика дешевеющей нефти. Представлениями о том, как глубоко могут провалиться цены московских квартир вслед за баррелем, Репченко поделился со Slon Magazine.

– Как рынок недвижимости воспринимает идею, что нынешний кризис – это надолго? Согласен ли он с этим, или, как некоторые из наших нефтяников, уповает на отскок?

– То, что это долгая история, понимают многие. Но до прошлой осени мало кто хотел это признавать.

– А что такого случилось осенью?

– До сентября многим хотелось верить, что ситуация на рынке будет напоминать то, что происходило в 2009 году. Тогда, если помните, дно кризиса было достигнуто во второй половине лета, а затем постепенно возобновился рост цен. Плюс такая, знаете ли, иррациональная уверенность в том, что все в итоге будет хорошо, что все снова попрет. Сколько кризисов уже пережили, очередным нас не испугать – такие бытовали настроения.

– И осенью 2015 году произошел перелом?

– Некоторый. Это, в частности, стало заметно по уровню скидок. Если летом было 5–7% от продажной цены, то осенью уже 10% и выше. К концу года снижение цен сделалось явным, к профессиональным участникам рынка пришло осознание, что кризис всерьез и надолго.

Цены вернулись в 2006 год

Источник: irn.ru

– Какие действия, вы считаете, должны последовать за этим осознанием? Как рынку реагировать на падение доходов населения? Я сейчас не про 10%-ные скидки, как вы понимаете, а про более значительные перемены.

– Проблема тут в том, что самые правильные меры, которые могли бы предпринять участники рынка, находятся за пределами их возможностей.

– Они не могут опустить цены, даже если понимают, что это оживит их бизнес?