Александр Кряжев / РИА Новости
Насколько россияне как нация отвечают за действия России на востоке Украины? Насколько рядовые граждане виноваты в том, что в Луганске и Донецке происходит то, что там происходит?
Со стороны выглядит так, что да, россияне отвечают за каждый выстрел. Судя по результатам соцопросов, россияне до сих пор одобряют агрессивные действия своего правительства. Кроме того, Россия, как указано в Конституции, есть демократическое правовое государство. То есть нынешнее правительство России добровольно избрано российской нацией. Следовательно, на каждом россиянине лежит вина за каждое преступление, совершенное либо напрямую Москвой, либо косвенно. А это значит, что претензии за войну на востоке Украины можно предъявлять каждому россиянину.
Можно вводить санкции, можно усложнять и даже запрещать въезд в страну, можно не обращать внимания на проблемы россиян и отказывать им в помощи. Вы нация? Это ваше правительство? Это его действия? Значит, получите.
Россия сама по себе, как на картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», россиянам глубоко безразлична. Она вторична по отношению к императору
Собственно, так или примерно так полагают на Украине. Украинцы видят в каждом россиянине представителя российской нации, которая вся, целиком виновата в преступлениях на востоке Украины. Отсюда эти волны неприязни даже к тем россиянам, которые вроде бы понимают, что происходит, и дистанцируются от действий российского правительства.
Но наказывать всех россиян без разбору за действия Москвы было бы правильно, если бы россияне действительно были нацией, если бы разделяли веру в Liberté, Egalité, Fraternité. Но россияне – не нация. Россиянин – это не гражданин, не citoyen. Россиянин, как ни прискорбно это признавать, – подданный Российской империи и верный слуга своего императора.
Да, юридически в России есть Конституция и есть выборы президента. Да, государственный гимн России – «Россия – священная наша держава», а не «Боже, Царя храни». И правит ею выбранный на общенациональных выборах президент, приносящий присягу, а не царь, помазанный на царство. Но это юридически.