Library of Congress
Структурные реформы, диверсификация экономики, повышение качества институтов – все эти советы можно найти как в рекомендациях для России от Международного валютного фонда, так и в докладной записке министра финансов Сергея Витте последнему российскому императору Николаю Второму, датированной 1900 годом. Вот несколько рекомендаций из 20-страничного документа, который вполне можно было бы положить на стол нынешнему российскому лидеру Владимиру Путину.
Не расслабляться
«[Россия] таит в себе богатый запас внутренних сил для дальнейшего развития, а такое развитие в ближайшем будущем настоятельно необходимо, ибо как ни велики уже достигнутые результаты, тем не менее и по отношению к потребностям населения, и по сравнению с иностранными государствами наша промышленность еще очень отстала».
Замещать импорт
«Если бы наша промышленность возрастала быстрее, то она могла бы удовлетворить и тем потребностям, которые ныне покрываются иностранными товарами».
Развивать конкуренцию
«А если бы при этом развилось и внутреннее соперничество в такой мере, чтобы понизить цены на товары против их нынешнего чрезмерно высокого уровня, то такое удешевление, несомненно, привело бы к расширению нашего потребления».
Уйти от сырьевой зависимости
«Внешняя торговля питается главным образом продажей за границу сырых произведений, не предоставляющей больших выгод вообще и, главное, всецело подверженной стихийным влияниям изменчивых… условий. При таких обстоятельствах благосостояние населения не может быть ни высоким, ни устойчивым».
Помнить о важности экономики
«Россия с ее огромным разноплеменным населением, с ее сложными историческими задачами в международной политике, с ее разнообразными внутренними интересами, может быть, более, чем какое-либо другое государство, нуждается в том, чтобы национальное политическое и культурное здание имело под собой надлежащую экономическую почву…
Дух народной предприимчивости ободрялся бы, усердие и силы правительственных деятелей напряглись и возросли бы, водворился бы должный порядок, если бы вашему величеству благоугодно было всемилостивейше изъявить высочайшую волю, чтобы у престола нужды промышленности заняли такое же видное и определенное место, как и народные нужды духовные, политические, самообороны».