Место крушения самолета ТУ-154.

Место крушения самолета ТУ-154.

Sergei Karpukhin / REUTERS

Решение Министерства обороны Польши о создании подкомиссии по новому расследованию авиакатастрофы польского борта №1 под Смоленском 10 апреля 2010 года фактически означает, что в ближайшие месяцы нам не избежать и возобновления споров о том, что случилось с польским самолетом и не стал ли президент Лех Качиньский жертвой покушения.

Впрочем, неизбежность подобных споров вовсе не означает, что вскоре кто-то действительно выдвинет какую-то принципиально новую версию случившегося. Более того, не вполне понятно, насколько всерьез даже нынешние власти Польши собираются относиться к деятельности подкомиссии. По большому счету, тема смоленской авиакатастрофы в польской внутренней и внешней политике – пример того, что любая теория заговора может приносить некие тактические успехи по привлечению внимания к ее сторонникам, но в итоге заводит в политический тупик.

Ярослав Качиньский и «ПиС» в целом потратили слишком много усилий и вложили слишком много личных эмоций в то, чтобы представить гибель самолета как результат покушения

Новая подкомиссия, которая должна заняться расследованием катастрофы, не столько профессиональный экспертный орган, создаваемый оборонным ведомством страны, сколько политическая структура, непосредственно связанная с новым главой Министерства обороны, представителем партии «Право и справедливость» Антонием Мацеревичем. С 2010 года Мацеревич, один из близких и доверенных сподвижников председателя «ПиС» Ярослава Качиньского, возглавлял парламентскую комиссию, которая также должна была найти и привести доказательства, что в обстоятельствах смоленской авиакатастрофы «все не так однозначно».

При этом одновременно расследованием катастрофы занималась и правительственная комиссия, возглавляемая министром внутренних дел Польши Ежи Миллером. В 2011 году она представила итоговый доклад, где говорилось, что самолет президента разбился из-за серии ошибочных решений пилотов в условиях густого тумана над аэродромом.

Теперь же «эксперты и специалисты», привлеченные в свое время к работе именно парламентской комиссией и в большинстве своем не обладавшие необходимой компетенцией для того, чтобы выносить точные суждения об обстоятельствах катастрофы, перекочуют в новую структуру Минобороны. В свою очередь глава подкомиссии Вацлав Берчиньский уже несколько лет назад заявлял о своем убеждении, что президентский самолет разбился в результате преднамеренного взрыва.