Механизм bail-in (принудительная конвертация требований кредиторов третьей очереди в субординированные займы или уставный капитал банка) может стать альтернативой отзыву лицензии у проблемного банка. Об этом 11 февраля заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, передает РИА Новости.

«Мы уже несколько случаев таких имели, когда кредиторы банков сочли лучшим поучаствовать в финансовом оздоровлении банка, нежели иметь альтернативу – отзыв лицензии. По сути дела, в ряде случаев эта альтернатива отзыву лицензии и более высокая степень дополнительной защиты прав этих кредиторов и вкладчиков», – отметила она.

Набиуллина добавила, что к вопросу о введении bail-in нужно подходить «очень аккуратно». В частности, она выразила сомнение, что к участию в этом механизме нужно привлекать вкладчиков – физических лиц.

«Мы для себя, как ЦБ, видим возможность такой процедуры, если это даст дополнительную защиту вкладчикам и кредиторам. Конечно, нужно избежать того, чтобы доверие вкладчиков малых и средних банков от этого пострадало», – подчеркнула она.

Дискуссия о применении bail-in ведется минимум с прошлого года. В Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) тогда указывали, что реализация такого предложения могла бы способствовать минимизации затрат на спасение проблемных банков. Впрочем, в АСВ в первую очередь имели в виду принудительную конвертацию в капитал банка крупных вкладов юридических лиц.

В начале февраля в АСВ выступили против участия в «стрижке вкладов» физических лиц. Глава АСВ Юрий Исаев отметил, что с точки зрения экономики нет смысла привлекать клиентов с крупными вкладами к спасению банков. В свою очередь, в ЦБ допускали участие физлиц в bail-in, если такой вариант более выгоден самим вкладчикам.

Замглавы Минфина Алексей Моисеев в конце января говорил, что к bail-in могут быть привлечены крупные вкладчики банков, хранящие на депозитах более 100 млн рублей. Он отмечал, что предельная сумма вклада пока не определена.

Так называемая «стрижка вкладов» была использована на Кипре во время финансового кризиса 2013 года. В рамках реструктуризации банковской системы власти ввели единовременный налог на вклады, превышающие €100 тысяч.