Украинский активист на блокпосту, где блокируется движение грузовиков с российскими номерами, Львовская область.

Украинский активист на блокпосту, где блокируется движение грузовиков с российскими номерами, Львовская область.

РИА Новости

Россия и Украина продолжают экономическую войну. От эмбарго на поставки продуктов они перешли к блокаде транзитных грузоперевозок. На Украине этим занялись местные активисты, которых фактически поддерживает местная власть. В России перевозки украинских грузов остановлены официально (за этим последовал аналогичный шаг со стороны Киева). Формальных препятствий для возобновления транзита нет: на днях стороны обменялись временными разрешениями на перевозки. Однако решение о прекращении блокады пока не принято.

Что произошло?

В конце минувшей недели активисты из приграничной Закарпатской области Украины (на западе страны) объявили, что не будут пропускать на ее территорию фуры с российскими номерами. Они потребовали, чтобы торговля с Россией, которую назвали страной-агрессором, была остановлена, а деятельность российских предпринимателей на Украине запрещена. Участники акции пообещали не прекращать ее до тех пор, пока их требования не будут выполнены.

Позднее акция, названная «медвежьей блокадой» (медведь изображен на гербе Закарпатской области), распространилась и на другие области. К понедельнику их число выросло до десяти. Российские фуры стали останавливать также в Волынской, Ровенской, Львовской, Ивано-Франковской, Житомирской, Черновицкой, Винницкой, Сумской и Черниговской областях.

Только на въезде в Житомирскую область из Белоруссии, по данным на воскресенье, 14 февраля, были заблокированы около ста грузовиков из России. В общей сложности, по данным Минтранса РФ на тот же день, около ста грузовых машин были блокированы собственно на украинской территории, еще около пятисот остановлены на украинских границах.

В акции приняли участие сторонники украинских националистических организаций, Автомайдана и других структур.

Как отреагировала власть?

Официально – пообещала разобраться: в правительстве заявили, что ситуация ежедневно обсуждается в оперативном штабе с участием Госпогранслужбы, полиции и других органов власти (об официальном запрете на транзит было объявлено 15 февраля, спустя несколько дней после начала блокады). Фактически – поддержала участников блокады (примерно так же в Киеве повели себя и во время неофициальной блокады Крыма).

Глава Закарпатской области Геннадий Москаль, в частности, заявил, что «активисты выражают свою позицию, на которую имеют право». Он добавил, что «транзит коммерческого автотранспорта страны-агрессора через нашу территорию должен быть запрещен официально», и пообещал обратиться по этому поводу в правительство. С аналогичным заявлением выступил и глава Волынской области Владимир Гунчик. Действия активистов он навал «свидетельством яркой проукраинской позиции и готовности защищать собственное государство».