Сборка Lada Largus на заводе АвтоВАЗ в Тольятти

Сборка Lada Largus на заводе АвтоВАЗ в Тольятти

Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

Практически все крупные развивающиеся страны хотят заполучить к себе предприятия автомобильной промышленности. Причина проста – эта отрасль обладает огромным мультиплицирующим эффектом и способна поддерживать существование сотен и тысяч смежников, создавая десятки тысяч рабочих мест. Понятно, что в современном мире создать полный цикл производства автомобилей со всеми их комплектующими по силам единицам стран – при жесточайшей конкурентной борьбе на рынке выживать и финансировать разработки новых моделей могут компании, производящие не менее пяти миллионов автомобилей в год. А национальных рынков такой емкости – раз-два и обчелся. Вот и приходится развивающимся странам заманивать к себе сначала сборочные производства, а потом всеми правдами и неправдами подталкивать глобальные компании к созданию мощностей по производству комплектующих.

Россия в этом ряду занимает особое место – она унаследовала от Советского Союза огромный комплекс, в центре которого стоял тольяттинский АвтоВАЗ. Полный цикл производства, тысячи разбросанных по всей стране поставщиков, пара сотен тысяч работников. И устаревшие модели автомобилей, неспособность создать что-либо конкурентоспособное, качество, упавшее ниже всякого допустимого предела. Таким вошел автогигант в постсоветское время.

Машины раскупались, но финансовое положение предприятия никак не могло стабилизироваться

Хорошим его состояние за эти 25 лет не было никогда. Притом что в 90-е годы у него практически не было конкурентов, купить новую иномарку могли немногие, а покупать семи-, десятилетние б/у машины многим казалось «не к лицу». Вот и разлетались «Жигули» и «Лады» со всеми их проблемами и дефектами как горячие пирожки. Разлетаться машины разлетались, а вот финансовое положение предприятия никак не могло стабилизироваться. Редкий год руководство завода не приезжало на прием к президенту Ельцину и не выпрашивало у него государственной помощи.