Папа Римский Франциск  во время визита в Мексику

Папа Римский Франциск во время визита в Мексику

Alessandro Di Meo / Pool / REUTERS

Католичество утрачивает былые, завоеванные в ходе колониальной эпохи позиции в Латинской Америке. В этом свете весьма знаковым выглядит нынешний официальный визит папы римского Франциска в Мексику, который начался на минувшей неделе. На общем латиноамериканском фоне эта страна пока еще остается бастионом католицизма: более 80% взрослого населения называют себя приверженцами этой религии. Однако совпадающие с общерегиональными тенденциями новости о постоянном росте числа последователей протестантских церквей, и особенно пятидесятников, несомненно, беспокоят Ватикан. Ведь это уже второй визит главы Римской католической церкви в республику за последние четыре года.

Католическая вотчина

На Латинскую Америку приходится около 40% всех католиков на планете. Согласно подсчетам исследовательского центра Pew Research, еще в 2014 году (более свежих данных пока нет) речь шла о более 425 млн человек. Но, учитывая негативный тренд прошлых десятилетий, можно практически не сомневаться, что к настоящему времени эта цифра уменьшилась. Неприятная для Ватикана картина наблюдается в регионе уже пятую декаду подряд. Если в 1970 году девять из каждых десяти латиноамериканцев называли себя католиками, то два года назад только 69% местных жителей считают себя таковыми. В отдельных странах, например в Гондурасе и Никарагуа, их уже меньше трети от общей численности населения.

Нынешний папа и сам латиноамериканец (уроженец Буэнос-Айреса, в миру Хорхе Марио Бергольо), причем первый в истории Католической церкви, и его беспокойство по поводу исхода верующих из его конфессии можно понять.

Как правило, люди обращаются к протестантским церквям, активно импортируемым из США с середины XX века

Куда уходит паства Ватикана? Достаточно большой процент отказывается от веры совсем и выбирает атеизм. Подобная тенденция особенно четко прослеживается в странах Южного конуса. Так, по данным чилийской НКО «Латинобарометро», если, например, в Уругвае в 1995 году речь шла о 60% католиков и 18% неверующих, то к 2013 году эти показатели уже равнялись 41% и 38% соответственно.

Но большинство бывших католиков, несмотря на определенное разочарование, по-прежнему полагают, что истина где-то рядом, и продолжают ее поиски в храмах других религий.