Александр Туркот

Александр Туркот

Фото: Евгений Гурко

IT-карьера Александра Туркота, профессионального программиста и кандидата экономических наук, началась с компьютеризации Хивинского коврового комбината, а продолжилась уже в IBM и его представительствах по всему миру: США, Японии, Израиле, Южной Африке и Европе. С конца 90-х Александр занимался собственным инвестиционным бизнесом. Одним из самых громких его проектов стало создание компании MySpace Russia, запущенной совместно с News Corporation, частью империи Руперта Мёрдока. В 2010–2012 годах он возглавлял ИТ-кластер Сколково. А в январе 2013 года объявил о создании собственного венчурного фонда Maxfield Capital.

В интервью Slon Magazine, Александр Туркот рассказал, в какие стартапы стоит вкладываться в этом году, как меняется география венчурного рынка и что получилось и не получилось у российских институтов развития.

Прошлый год запомнился разными событиями и скандалами в венчурной индустрии, начиная от разоблачения Theranos и заканчивая постоянными разговорами о том, что проекты-единороги, вроде Evernote или Dropbox, не оправдали надежд. Обсуждалось, что рынок интернет-приложений перегрет и инвесторы устремились в более высокотехнологичное и долгое производство. Действительно ли это так и что интересует венчурных инвесторов в этом году?

Начну с важной оговорки: мы говорим не про Россию, а про глобальные инвестиционные тренды. Что важно: история с бесконечным количеством applications, действительно уже сдулась. Не только потому, что их стало слишком много (нормальный человек не в состоянии держать такое количество иконок на рабочем столе телефона), но возник непродуктивный рост. Порог входа в эту нишу стал очень низким, каждый школьник сочиняет свое приложение, и найти что-то перспективное фактически невозможно. С другой стороны, меняется и подход к тому, как мы будем использовать мобильное устройство в будущем.

Одно из направлений, о котором много говорят в последние месяцы, – messenger is a new browser. Отдельные специализированные приложения ресторанов, доставки пиццы, парикмахерской или покупки билетов онлайн заменят бизнес-боты в мессенджере. Это достаточно революционный тренд. Такие возможности появляются у всех: у WhatsApp, Telegram, Facebook-мессенджера (не путать с самим Facebook). Конкретный пример: вы пишете @ и название любимого кафе, и сразу появляется бот, который вступает с вами в диалог и помогает забронировать столик в ресторане. Или вы хотите купить билет на самолет и пишете у себя в чате @Travel, или @OneTwoTrip, или хоть «Билет Москва – Лондон, 15 апреля» – и дальше все решаете опять же прямо в мессенджере. Не нужно будет заходить на Kayak или PriceLine.

Каждый школьник сочиняет свое приложение – и найти что-то перспективное фактически невозможно

Вообще, все, что сейчас связано с мессенджерами, – перспективное направление, достаточно посмотреть на статистику их использования по всему миру. Несомненно, это один из трендов 2016 года.

Мы также планируем инвестировать в проекты, связанные с рынком рекламы. До сегодняшнего дня мы не инвестировали в эту сферу, там существовало слишком много схожих проектов, продуктов и компаний. В таких условиях инвестирование превращается в угадывание. Но этот рынок начинает стремительно меняться. Причем как рынок мобильной рекламы, так и интернет-рекламы в целом.

А можете обозначить эти перемены?

Как сейчас работает реклама? Если я купил машину, билет на самолет, холодильник или кредитную карту, то потом еще два месяца участники рынка, включая продавца, у которого я этот товар или услугу приобрел, продолжают засыпать меня аналогичными предложениями. Но шансов, что я в течение двух месяцев снова захочу купить автомобиль, холодильник или слетать в Рим, откуда вернулся пару дней назад, крайне мало. Тем не менее на рынке это подается как умная, таргетированная реклама. Но она не умная. Технологии вскоре позволят выйти на новое понимание поведенческих паттернов. Это будут куда более продуманные автоматические предложения, основанные на глубоком изучении персональных предпочтений.