Czarek Sokolowski / AP / TASS
На этой неделе в Польше начала разворачиваться драма, которую при желании можно назвать исторической. В Институт национальной памяти Польши (ИНП) – особое учреждение по хранению и расследованию информации о преступлениях коммунистического и нацистского режима – поступили документы, предположительно подтверждающие факт сотрудничества Леха Валенсы со Службой безопасности социалистической Польши. Особенно интересно происхождение документов: личный шкаф Чеслава Кищака – последнего министра внутренних дел той Польши, выходца из среды разведки и ближайшего соратника Войцеха Ярузельского.
Когда многолетнего лидера «Солидарности», первого всенародно избранного президента в современной истории Польши и одного из наиболее узнаваемых символов борьбы с коммунизмом фактически обвиняют в работе на госбезопасность, это, безусловно, событие первостепенной важности, о котором успели написать многие мировые СМИ. Сам Лех Валенса успел категорически опровергнуть все обвинения в работе агентом – кроме, впрочем, самого факта контактов со Службой безопасности и подписывания некоторых бумаг (это достаточно важно). Также он пообещал подать в суд, чтобы доказать свою правоту. Впрочем, в любом случае сами эти документы пока недоступны общественности (а также самому Валенсе) и пока проходят стандартную процедуру изучения и каталогизации в ИНП.
Лех Валенса уже многие годы не занимается активной политической деятельностью. Он с охотой комментирует события в Польше и время от времени появляется в различных телевизионных или радиопередачах, но едва ли является властителем электоральных дум. Так что политическим наносимый сейчас по Валенсе удар можно считать в той степени, в какой политика взаимосвязана с историей. Впрочем, это еще и наглядный пример, какие опасности таят в себе любые мифы.
Шкаф в доме бывшего министра, где много лет спокойно хранились главные тайны страны, и старушка-вдова, желающая их продать, – это сюжет для хорошего детектива
Прежде всего, следует сказать о том, что сама тема возможного сотрудничества Валенсы со Службой безопасности Польской Народной Республики далеко не новая. Она стала обсуждаться еще в самом начале 1990-х, вскоре после избрания Валенсы на пост президента. Речь идет об очень раннем этапе его биографии. В 1970 году 27-летний Лех Валенса стал участником забастовок, начавшихся на балтийском побережье Польши, и уже тогда проявил свои лидерские качества, войдя в забастовочный комитет Гданьской судоверфи. Эти забастовки были жестоко подавлены властями – в города, проявившие неповиновение властям, были введены войска и усиленные подразделения милиции, а в ходе различных столкновений погибло 45 человек. Тогда Валенса оказался задержан функционерами службы безопасности и, как теперь не отрицает он сам, подписал документы о сотрудничестве.