Все мы иногда «тупим», «тормозим» и делаем невероятные глупости. Это нормально. Как заметил британский математик и философ Бертран Рассел, «наиболее выдающиеся люди действия зачастую не блещут особым умом». Даже умники из умников, стоит им выйти за рамки привычного, легко попадают впросак. Часто ошибки – это признак независимого ума. Глупость – другое, по мнению недавно покинувшего этот бренный мир Умберто Эко, «это когда своим тупоумием распоряжаются со спесью и настойчивостью».
Стоит начать составлять цитатник глупостей умных людей, остановиться нет никакой возможности. Британский писатель Хьюстон Стюарт Чемберлен заявил однажды, что «любой, кто считает, что Иисус был евреем, или невежда, или невежа». Впрочем, можно ли считать Чемберлена умным? Часто о наличии ума судят по формальным признакам, таким как университетский диплом или публикации в ведущих изданиях. Книгу Чемберлена «Основы XIX века» император Вильгельм II назвал монографией величайшей важности. Но умен ли человек, который ставит витальное выше морального и оправдывает расовую избранность? Чемберлен восхищался Гитлером, идеи из его монографии нашли отражение в «Майн кампф». Как оценивать мысли такого человека? По яркости, смелости или по последствиям для общества? Это как раз тот случай, когда для одних человек умен, а для других непроходимо глуп.
Очень важное качество дураков – это желание делать выводы
Жизнь Хьюстона Стюарта Чемберлена вполне удалась, он реализовал все свои амбиции. Женился на дочери одного своего кумира, Рихарда Вагнера, и сблизился с другим – Адольфом Гитлером. В довершение благополучно умер в своей постели, не дождавшись развязки и расплаты. В системе ценностей особняков, шубохранилищ и банковских счетов – умнейший человек. Но, судя по последствиям для тех, кого вдохновил, и мира в целом, – глупец редкий, неспособный предсказать развитие событий на несколько шагов вперед.