Kevin Lamarque / REUTERS
Президент США Барак Обама совершит в марте официальный визит на Кубу. Действующий глава Американского государства посетит Гавану впервые почти за 90 лет, чтобы закрепить взятый им еще несколько лет назад курс на размораживание отношений с режимом Кастро. Но то обстоятельство, что ключевые противоречия между двумя странами вряд ли будут сняты при нынешней вашингтонской администрации, оставляют впечатление, что Обама в очередной раз просит у истории аванс, и практическая польза от этого жеста будет куда меньше его символической ценности.
«Я совершу поездку на Кубу для придания импульса нашим усилиям по улучшению жизни кубинцев», – твитнул Обама на минувшей неделе. В ходе двухдневного визита, запланированного на 21–22 марта, президент США, который прибудет на Кубу в сопровождении своей супруги Мишель, встретится не только с главой Кубинского государства Раулем Кастро, но и с местными диссидентами. Однако в главном аттракционе политического туризма по-кубински, аудиенции у Фиделя Кастро, Бараку Обаме, видимо, будет отказано. По крайней мере в Белом доме уже сообщили, что таковая не запланирована.
Эмбарго и оккупация
Первым и пока единственным действующим президентом США, побывавшим на Кубе, был республиканец Джон Калвин Кулидж-младший (1923–1929), посетивший Гавану в январе 1928 года для участия в VI Панамериканской конференции, предтече нынешней Организации американских государств. Из бывших американских президентов в карибскую республику дважды, в 2002 и 2011 годах, наведывался Джимми Картер.
AP / TASS
Семнадцатого декабря 2014 года после полувекового антагонизма и серии секретных и не очень переговоров, в которых среди прочих поучаствовал даже папа римский Франциск, Вашингтон и Гавана объявили о начале нормализации отношений. Региональная пресса рапортовала о завершении холодной войны на Американском континенте. Но первый сигнал о будущем сближении был послан миру еще за год до этого. В декабре 2013 года Обама и Кастро впервые публично пожали друг другу руки в ЮАР на похоронах экс-президента Нельсона Манделы.
Действующие власти США ради своих экономических и политических интересов готовы играть с Кубой в размораживание даже по весьма шатким правилам
Предстоящая встреча «лидера свободного мира» и лидера Острова свободы станет уже третьей по счету менее чем за год. В апреле 2015 года они переговорили в Панаме на саммите Америк, а в сентябре главы государств снова жали руки и улыбались на камеру, а затем беседовали за закрытыми дверями во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В промежутке между этими ритуальными действами произошли не менее знаковые события: в июле Вашингтон и Гавана восстановили дипломатические отношения, а в августе Джон Керри стал первым госсекретарем США, посетившим карибскую республику за последние 70 лет. Однако теперь Барак Обама решил лично заехать на территорию страны, которую еще совсем недавно его администрация считала спонсором терроризма.
Для кубинской стороны, как на минувшей неделе в очередной раз подчеркнула глава департамента МИД по вопросам отношений с США Хосефина Видаль, полноценная мировая с Вашингтоном обусловлена разрешением двух ключевых вопросов: снятием полувекового торгово-экономического эмбарго и «возвращением территории, незаконно оккупированной военно-морской базой Гуантанамо». По поводу последнего пункта в Белом доме уже дали понять, что он не является частью повестки предстоящего визита. Как отметил заместитель советника президента США по национальной безопасности Бен Родс, его страна не планирует возвращать печально известную базу Кубе.