Nacho Doce / REUTERS
Прошло две недели с тех пор, как поступило сообщение, что в Россию из Доминиканской Республики завезли вирус Зика, и тема этой опасной болезни отступила в нашей стране на второй план. Между тем в Латинской Америке Зика – самое обсуждаемое явление. В первую очередь это касается Бразилии: страна – лидер по количеству заразившихся вирусом, некоторые ее штаты находятся в состоянии чрезвычайного положения.
Как известно, сам по себе вирус не причиняет большого вреда: болезнь по симптомам напоминает лихорадки денге или чукунгунья, также разносимые комарами вида Aedes aegypti, но проходит в гораздо более легкой форме. Главная опасность – для беременных, так как вирус способен поражать плод: в бразильских штатах, где наблюдаются вспышки зики, отмечена волна рождений детей с микроцефалией (более четырех тысяч на начало февраля). Профессор Университета Сан-Паулу акушер-гинеколог Томас Голлоп считает, что последствием заражения может быть не только микроцефалия, но и тяжелые неврологические последствия, слепота и глухота новорожденных.
И ВОЗ, и ученые множества стран до сих пор не могут со стопроцентной уверенностью утверждать, что рождение детей с аномалиями спровоцировано именно вспышкой Зики. Впрочем, правительство Бразилии выступило с официальным заявлением женщинам воздержаться от поездок в наиболее пострадавшие районы страны: штаты Пернамбуко, Параиба, Алагоас и Баия – топовые бразильские туристические направления. Более того, министр здравоохранения настоятельно рекомендовал бразильцам воздержаться от планирования беременности до конца эпидемии.
Церковь традиционно возлагает вину за аборт на женщину. Между тем многие мужчины, узнав о диагнозе, бегут из семей, совершая тем самым мужской аборт
Шокирующие снимки новорожденных-микроцефалов несколько недель не сходили с первых полос газет всего мира, а Бразилию захлестнули дебаты на тему абсолютного табу этой латиноамериканской страны – аборта. Он здесь уголовно наказуем – и пациентка, и врач, и содействующие лица, как правило, получают от года до четырех лет лишения свободы.
В государственных клиниках аборты не делают, а в частных можно прервать беременность легально лишь в трех случаях – после изнасилования, при возникновении риска для жизни будущей матери или анэнцефалии плода (полном отсутствии головного мозга). Впрочем, социальные предрассудки и консервативные взгляды бразильцев слишком сильны – далеко не каждый врач возьмется делать аборт в перечисленных случаях, даже в элитных клиниках медики настоятельно отговаривают пациенток от подобных операций, да и делать аборты «по причине изнасилования» врачи, как правило, не рискуют.