Девочки делают покупки в автомате Cupcake.

Девочки делают покупки в автомате Cupcake.

Mike Segar / REUTERS

Любую экономику можно представить как множество процессов и операций, которые необходимо выполнить для производства товаров и услуг. Поэтому развитые экономики во многом отличаются как друг от друга, так и от менее развитых экономик по сложности и многообразию решаемых в них задач.

Люди, которые работают в таких многообразных экономиках, в свою очередь обладают разными, используя рикардианскую терминологию, сравнительными преимуществами. Например, кто-то неплохо водит автомобили или собирает мебель, в то же время почти не обладает навыками программирования или знаниями иностранных языков. Кто-то способен провести медицинскую операцию, но не знает, как заменить прокладку в кране или починить дверной замок. В таких экономиках есть те, кто обладает сравнительным преимуществом в выполнении простого труда уборщиц и трамвайных контролеров, и те, кто может выполнить сложный труд программистов, экономистов или конструкторов. Конечно же, в технологически развитой экономике последняя группа сравнительно велика.

Дарон Асемоглу и Дэвид Аутор из MIT показывают, при каких условиях технологический прогресс создает риски для представителей средних по уровню сложности профессий. Одним из таких условий является возможность аутсорсинга выполнения средних по сложности операций. Например, обеспечения работы колл-центров, которые можно переносить в страны, где подобный труд оплачивается существенно ниже.

Другое условие – технологический прогресс, результатом которого становится создание машин, заменяющих рутинный труд работников средней квалификации. Например, интернет-банкинг и банкоматы делают услуги кредитных учреждений удобнее, но эти же технологии замещают собой труд банковских служащих. Такое явление можно назвать эффектом вытеснения: технологии, замещая рутинный труд, вытесняют работников с тех рабочих мест, для которых у них есть сравнительные преимущества по сравнению с другими профессиональными когортами.

В результате люди с навыками для решения средних по сложности операций вынуждены мигрировать как в низкоквалифицированные, так и в высококвалифицированные профессиональные пласты. Вероятно, эта миграция не является симметричной: бывший банковский клерк скорее станет официантом, чем программистом, поэтому при сокращении числа рабочих мест средней квалификации в первую очередь стоит ожидать пополнения когорты низкоквалифицированных работников.