REUTERS/Srdjan Zivulovic
На саммите Евросоюза 17–18 марта канцлер Германии Ангела Меркель либо добьется исторической победы, либо потерпит историческое поражение, которое предопределит не только ее дальнейшую политическую судьбу, но и будущее объединенной Европы. Речь идет о плане борьбы с потоком нелегальной миграции с Ближнего Востока и приема в странах ЕС сирийских беженцев. Меркель и председательствующий в ЕС премьер Нидерландов Рутте согласовали его с премьер-министром Турции Давутоглу в обход Еврокомиссии и президента ЕС Туска 6 марта.
Реки людей
Поток беженцев из Сирии, добирающихся морем из Турции до греческих островов в Ионическом море, постепенно нарастал в течение первой половины 2015 года (125 тысяч прибыло в Грецию с января по июль 2015 года) при резком росте в августе (105 тысяч человек за один месяц), с известными всему миру кадрами утонувших детей на греческих пляжах. Это был неконтролируемый, нелегальный поток, с которым Греция не могла справиться.
У проблемы было два решения – пропускать беженцев дальше в Европу для расселения или разворачивать переполненные истощенными людьми суденышки обратно в море (что было бы преступлением по законам ЕС). Меркель приняла единственно возможное и единственно правильное решение – открыть границы Германии и принять большую часть беженцев на своей территории. В отличие от других стран ЕС Германия могла себе это позволить. Ее экономика уверенно росла, а у федерального правительства образовался бюджетный профицит.
Было два решения – пропускать беженцев дальше в Европу для расселения или разворачивать переполненные истощенными людьми суденышки обратно в море
Дальше поток увеличивался стремительно – 150 тысяч в сентябре, более 200 тысяч в октябре, еще 150 тысяч в ноябре. Греция, Македония, Сербия, Хорватия, Венгрия и Австрия начали просто пропускать потоки беженцев через свою территорию на пути в Германию. К концу сентября в Германию через баварскую границу с Австрией прибыло 169 400 мигрантов, к 1 января 2016 года – более 800 тысяч.
В январе после известных событий в Кёльне в Германии начинается полномасштабный политический кризис при стремительном росте антимигрантских настроений. Рейтинг Меркель, в апреле 2015 года превышавший 75%, в январе впервые опускается ниже 50%. В других странах Евросоюза растет популярность ультраправых партий, эксплуатирующих народные страхи и предрассудки в отношении мигрантов. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан призывает отменить право на убежище для мусульман. Все чаще звучат призывы закрыть национальные границы, разрушив Шенгенскую зону, – одно из самых позитивных в гуманитарном и экономическом плане достижений евроинтеграции. Решение ЕС от 22 сентября 2015 года о размещении другими странами ЕС 160 тысяч сирийских беженцев выполнено не было.
Лагеря с нечеловеческими условиями
К февралю кризис с беженцами начал угрожать будущему единой Европы. Меркель не могла этого допустить и стать невольным могильщиком европейского проекта. Нужно было срочно найти решение, которое перекрыло бы нелегальный приток мигрантов морским путем в Грецию и разрушило бы бизнес-модель контрабандистов, строившуюся на том, что ЕС не может разворачивать их суда и вынужден принимать людей, достигших берега. Необходимо было сделать процесс приема беженцев, не отменяя сентябрьское решение, управляемым, контролируемым и легальным по процедурам ЕС.