Paul Sancya / AP / TASS
Вчера в США проходил следующий этап праймериз сразу в пяти штатах: Флорида, Иллинойс, Миссури, Северная Каролина и Огайо. Победа Дональда Трампа в большинстве этих штатов еще больше повысила его шансы на выдвижение в президенты. По оценкам на 14 марта, он уже двигался с опережением графика, а вчерашнее голосование укрепило его позиции. Даже отошедшие оппонентам Трампа голоса Марка Рубио, снявшего после вчерашнего голосования во Флориде свою кандидатуру, вряд ли смогут в корне переломить ход республиканских праймериз. Наиболее вероятен сценарий, когда Трамп подойдет к июльскому съезду партии первым в списке, но не набрав гарантирующих ему выдвижение в президенты 51%. Тем не менее даже этот результат будет шоком и серьезным вызовом для американской политической системы.
Как только не именовали Трампа СМИ за время, прошедшее с начала президентской гонки, каких только выражений не стеснялись лидеры республиканского истеблишмента в преддверие и после «супервторника». Но все сходятся в одном – этот миллиардер, нарушающий все правила ведения избирательной кампании в США, является самым тяжелым вызовом американской политической системе за последние десятилетия. Однако по своей логике возникновения, развития и приобретения популярности этот вызов неожиданно схож с описанной еще греческим философом Платоном в V веке до н.э. системой так называемой охлократии – власти толпы, в буквальном смысле слова сходящей с ума под влиянием демагога и популиста.
Миллиардер Трамп является самым тяжелым вызовом американской политической системе за последние десятилетия
Древние методы Дональда Трампа
Подобная параллель, конечно, является неожиданной – и общество, и демократические институты проделали гигантский путь от древнегреческих полисов и «Афинской политии» до современной политической системы США, служащей эталоном для многих развивающихся демократий. Но данная аллюзия неожиданна только на первый взгляд.
В десятом письме Федералиста один из отцов-основателей США Джеймс Мэдисон фактически обосновывает двухступенчатую систему выборов в новой Америке необходимостью защититься от «крамолы, охватывающей большинство». Иными словами, система выборщиков в США сложилась не только для обеспечения выравнивания значимости голосов штатов на уровне всей федерации, но и для того, чтобы в кризисной ситуации выбранные представители в каждом штате – почетные и уважаемые жители, заслужившие доверие своих земляков, – имели право подстраховать систему от перегибов популизма. И в итоге проголосовать не так, как им сказали сограждане, попавшие под влияние демагога.
И Платон в V веке до н.э., и Мэдисон в конце XVIII века понимали, что демократия – система несовершенная, в большинстве своем люди голосуют не разумом, а сердцем. Значит, сообщество разумных граждан способно быстро превратиться в одурманенный и сбитый с толку охлос.