Заброшенное здание на одной из улиц Санкт-Петербурга.

Заброшенное здание на одной из улиц Санкт-Петербурга.

Антон Ваганов / ТАСС

После бурного вечера, проведенного в Нижнем Новгороде, высший сановник государства Российского выскользнул ночью на улицу, не опасаясь быть узнанным… Сказка? Но если бы он действительно это сделал, то был бы поражен в самое сердце: колдобины в прекраснейшем купеческом городе, полуразрушенные, разломанные, израненные особняки и деревянные, почти легшие на бок черные, исклеванные дома. Земля, выпирающая из-под ног, – буря, а не мостовые. Но какие же среди них дома – жемчужные раковины, какие чудесные, достойные люди. А улицы кричат: нет денег. Бедность. Даже в Питере они об этом кричат.

Разбудить совесть

Когда ходишь среди этого разлома, попадая то в цветение, то в полное запустение, можешь думать только об одном: какую бы игрушку можно было сделать из Нижнего, если бы те, кто в нем живет, имели доступ к широкому кредиту под низкий процент. Если бы строили сами для себя, подчиняясь одному только архитектору – красоте города, его удобству и конкуренции между собой, как это было сто лет назад. И – в этом стоит быть уверенным – не убегая капиталами, не выводя рубли в валюту, а строя и строя на своей земле.

Кликните сто своих высших чиновников и велите побродить им по ста средним и малым российским городам. По их сердцевинным улицам, по рабочим окраинам. Может, вернет чиновникам эта прогулка чувство реальности, создаст ежедневное, самое острое чувство стыда за то, что в мирное время в стране с неисчерпаемыми ресурсами стоят древние города с черными, проваленными улицами.

И все это лишь бы добиться экономической и финансовой политики, подчиненной тому, что наша совесть называет «создание качественной среды обитания».

Вот что пишут корреспонденты о Городах Земли Русской: «Мог ли я, посещая Волгоград, представить, что это один из беднейших городов России?», «Ростов-на-Дону. Стало еще хуже… Центр города, с его практически антикварными домами, уже не ветшает, а просто рассыпается», «Торжок. Старинный купеческий город. Усадьбы, дома, дороги – можно снимать фильмы о войне без декораций», «А какая грусть охватывает в Астрахани! Стоит отойти от главной набережной в глубь кварталов просто на сто метров, и все, цивилизация заканчивается! Разруха. Тротуарами это вообще назвать невозможно! Прелестные старинные дома выглядят заброшенными, запущенными… И обидно, и стыдно… XXI век!», «Все то же самое и в нашем крошечном городишке (Михайлов, Рязанская область)! Пустили пыль в глаза (черт его знает кому) – поставили шикарный памятник Михаилу Архангелу, якобы в честь него город называется, а сзади светится огромными провалами-окнами бывшая школа!», «Осташков – красивейшие место, древний город, Селигер. Разрушенные улицы, заброшенные дома в центре города, разметка на дорогах – вокруг ям!», «Вы просто должны приехать в Тольятти! Тогда вам станет ясно, что остальные города зря жалуются на плохие дороги».

Даже при самой низкой коррупции, абсолютной честности в закупках и судах регионам все равно будет хронически не хватать денег

У всего этого есть название – хронический дефицит денег, низкая насыщенность кредитами, инвестициями. Даже если в регионах будут работать только кристально чистые люди, при самой низкой коррупции, при абсолютной честности в закупках, подрядах, судах – им все равно будет хронически не хватать денег. А вместе с ними – ресурсов.