Osman Orsal / REUTERS
В последние несколько лет Турция стала важнейшим поставщиком новостей в мировые СМИ, что отвечало резко возросшему значению страны, ставшей при Реджепе Эрдогане региональной сверхдержавой. И вот в последние несколько дней внимание массмедиа вновь было приковано к Турции в связи с подписанием договора с ЕС и в связи с терактом в Стамбуле, последовавшим за взрывом в Анкаре.
Рывок Турции в мировую политику, ее выдвижение на первый план как в ближневосточных делах, так и в европейских противоречивы. Стремительный экономический рост и модернизация страны благодаря политике Эрдогана оставляют впечатление чего-то неустойчивого, способного обрушиться в любой момент.
Значение Турции в нынешний момент определяется несколькими факторами – размером ее экономики (по объему ВВП она занимает 17–18-е место в мире), географическим расположением – на пересечении важнейших коммуникаций между Западом и Востоком, многочисленной турецкой диаспорой в Европе (5–6 млн человек), а главное, ее ролью в нынешнем сирийском кризисе, который перерос в кризис беженцев, столь больно ударивший по ЕС. Война в Сирии, в которую Турция непосредственно вовлечена и которая стала важнейшим предметом дипломатии Эрдогана последних пяти лет, сделала Анкару и незаменимым партнером для великих мира сего, и одновременно чрезвычайно уязвимой, что показал разрыв отношений с Россией и обострение курдской проблемы.
Эрдоган, с самого начала волнений в Сирии в 2011 году вложившийся в свержение режима Асада, в итоге стал заложником ситуации в этой стране.