Лагерь для беженцев из Афганистана в церкви при бегинаже Св. Иоанна Крестителя в Брюсселе.

Лагерь для беженцев из Афганистана в церкви при бегинаже Св. Иоанна Крестителя в Брюсселе.

Francois Lenoir / Reuters

Во вторник утром в Брюсселе с интервалом примерно полчаса прогремели взрывы. Первые два произошли в брюссельском аэропорту в зоне регистрации, второй – на станции метро «Мальбек», неподалеку от административных зданий Европейского союза. Ответственность на себя взяли террористы из запрещенной в России организации «Исламское государство». В контексте связи Бельгии и Брюсселя с парижским терактом в ноябре вчерашние события наверняка подстегнут в стране дискуссию о миграции и интеграционных проблемах. Slon Magazine рассмотрел две доминирующие в бельгийском обществе точки зрения на данный вопрос.

Либералы за фундаментальные ценности

Первая позиция представлена либеральным флангом местной политики и во многом олицетворяется лидером Открытой партии либералов и демократов и бывшим премьером страны Ги Верхофстадтом (согласно последним опросам, рейтинг популярности партии составляет 14,1%). В настоящий момент он занимает пост главы фракции Альянса европейских либералов и демократов (ALDE) в Европейском парламенте. Верхофстадт по-прежнему сохраняет большой политический вес в Бельгии, особенно среди молодого электората, и его партия входит в нынешнее коалиционное правительство.

Бельгийские либералы в целом стараются избегать достаточно деликатной для них темы миграции из мусульманских стран

Точка зрения либералов заключается в том, что проблемы миграционного кризиса, и в частности кризиса беженцев, должны быть решены за счет дальнейшей интеграции Европы. На днях ALDE выпустил свою программу по преодолению кризиса. Практические предложения либералов сводятся преимущественно к созданию наднациональных европейских организаций, которым были бы делегированы полномочия по борьбе с кризисом. В частности, предлагается организовать единую миграционную службу, которая занялась бы охраной внешних границ Шенгенской зоны.

Бельгийские либералы в целом стараются избегать достаточно деликатной для них темы миграции из мусульманских стран и предпочитают не затрагивать ее в контексте террористических атак. Упор делается на идею о том, что у терроризма нет религии. Отсюда проистекает более гибкое отношение к миграционной политике. Ранее в марте Верхофстадт написал колонку для британской газеты Guardian, в которой раскритиковал план ЕС переправлять мигрантов и беженцев, прибывших с территории Турции, обратно в эту страну. Он назвал саму эту идею «аморальной» и «противоречащей фундаментальным ценностям Европы». Что любопытно, в этой же публикации Верхофстадт критически отозвался о введении безвизового режима с Турцией. В качестве причины он назвал ухудшающуюся в стране ситуацию в области прав человека.

Ги Верхофстадт

Menelaos Myrillas / SOOC / AFP / East News

На момент написания этой статьи Верхофстадт не выступал с официальным заявлением по ситуации в Бельгии. Заявление от имени либералов сделала его соратница Гвендолин Рюттен. Она в достаточно стандартном ключе назвала теракт «атакой на нашу свободу». Но конкретики в отношении возможной связи смертников с террористическими организациями или мер по пресечению террористической деятельности в Бельгии она не озвучила.