Ясер Арафат и Леонид Брежнев.

Ясер Арафат и Леонид Брежнев.

Вячеслав Рунов / РИА Новости

Террористы опять взорвали Европу. И теперь, когда первый шок прошел, время задуматься о том, почему это происходит. Впрочем, для многих россиян это не вопрос: понятное дело, потому, что они там развели демократию с мультикультурализмом и совершенно – ну совершенно! – не заботятся о безопасности. Именно такой ответ настойчиво подсказывает телевизор. У нас-то не так. У нас безопасность самая настоящая. И если эта незамысловатая мысль не проводится с полной последовательностью, то лишь потому, что даже пропагандисты понимают: Россия от терроризма тоже не застрахована. Но они всегда найдут способ провести свою мысль окольным путем, не теряя убедительности, ведь они – профессионалы.

В действительности терроризм – это не следствие демократии, а продукт ее дефицита и политических игр, которые ведут авторитарные режимы. Больше демократии – меньше террора. И наоборот, диктатура, даже если ее вожди пекутся о безопасности так, что муха не пролетит, – это идеальная питательная среда для политического насилия, у себя дома и за рубежом.

Политическое насилие, конечно, не новость. Основатель великой, дружественной нам Китайской Народной Республики Мао Цзэдун говаривал, что винтовка рождает власть. Причем до того, как борьба Компартии Китая с Гоминьданом приобрела характер регулярной войны, методы Мао, если посмотреть на них с современной точки зрения, были вполне террористическими. Во всяком случае в России «приморских партизан», которые в России попытались действовать точно так же, осудили за терроризм. И в общем по заслугам.