Дебаты между Хиллари Клинтон и Берни Сандерсом в городе Флинт, Мичиган.

Дебаты между Хиллари Клинтон и Берни Сандерсом в городе Флинт, Мичиган.

Jim Young / Reuters

После каждого теракта конспирологи любят рассуждать на тему cui bono – кто от этого выгадывает? Однозначно выгадывают политики, особенно в период острой предвыборной гонки и особенно те, кто предлагает суровые меры борьбы с террором.

Теракты обычно дают им возможность выглядеть по-президентски решительно и бескомпромиссно, изложить свою программу борьбы с террором, а заодно и объяснить, почему все меры, предложенные другими претендентами и предпринятые правительством, бессмысленны и бесполезны. Однако президентские выборы этого года в США во многом отличаются от обычных выборов. Во всяком случае, после терактов в Брюсселе не всем из пяти претендентов на номинацию от обеих партий было что сказать.

С одной стороны, вопрос с радикальным исламом в США стоит остро: его постоянно обсуждают политики, о нем твердят с экранов телевизоров. После терактов 11 сентября 2001 года была объявлена «глобальная война с террором», история разделилась на «до» и «после» 9/11. Хотя атаки на WTC и Пентагон были эффективным «театром террора», для Америки они стали, по большому счету, единичным случаем. Если исключить кровавые теракты в Африке, Азии и на Ближнем Востоке, а также в России, на которые средний американский обыватель обращает довольно мало внимания, организованные, массивные теракты регулярно происходят в Европе, но не в США.

Хотя атаки на WTC и Пентагон были эффективным «театром террора», для Америки они стали, по большому счету, единичным случаем

В Америке же за все эти годы произошло менее десятка терактов, причем лишь три из них можно причислить к разряду серьезных. В 2009 году майор медицинской службы Нидал Хасан расстрелял 13 своих сослуживцев на военной базе в Техасе, в 2013 году братья Царнаевы, эмигранты из Чечни, взорвали бомбу на марафоне в Бостоне, и, наконец, в прошлом году супружеская пара убила 14 человек в Калифорнии – тоже коллег мужа. Но и эти крупные атаки были совершены террористами-самоучками, без какой-либо организации или прямой поддержки из некоего террористического центра.