Российская экономика вновь вернулась в низшую точку текущего кризиса. Об этом говорится в аналитическом обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» (КГБ) за период с 14 марта по 4 апреля, поступившем в Slon Magazine из Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ).

«Февральская статистика говорит о том, что “отскок от дна”, наблюдавшийся во второй половине 2015 года, оказался временным явлением: уровень экономической активности вернулся в самую низкую точку нынешнего кризиса – май 2015 года», – отмечается в КГБ.

Как отметили экономисты, «в феврале промышленность продолжала лежать на “дне” и по итогам года может остаться там же»; возможное снижение индекса базовых отраслей по итогам 2016 года составит около 1,1%. Что касается ВВП, его спад за текущий год специалисты ВШЭ оценивают в 1,6% при среднегодовой цене на нефть Urals $35 за баррель.

«В январе-феврале 2016 года сокращение оборота розничной торговли в реальном выражении продолжилось, его уровень приблизился к началу 2011 года. Хотя Росстат перестал публиковать ежемесячную динамику инвестиций, с учетом отсутствия роста в строительстве и продолжающейся депрессии в производстве промышленных инвестиционных товаров, можно сделать вывод, что перетока средств из потребительского сектора в инвестиционный по-прежнему не происходит, то есть инвестиционный кризис продолжается», – подчеркивают авторы обзора.

В то же время аналитики указывают, что определенный оптимизм внушает последовательная антиинфляционная политика Банка России, которая способствует снижению инфляционных ожиданий и создает условия для оживления инвестиционного процесса и экономического роста в целом. Кроме того, как сообщают в ВШЭ, «возобновлению экономического роста будет также способствовать нахождение реального валютного курса российского рубля на уровне, делающем экономику жизнеспособной даже после сильнейшего внешнего негативного ценового шока».

В конце марта специалисты ВШЭ разработали два сценария развития российской экономики до 2020 года – оба они предполагают, что страна не выйдет из рецессии даже при росте цены на нефть в 2016 году до $45 и последующей ее стабилизации на уровне $50 за баррель. При этом зарплаты бюджетников в 2015–2020 годах сократятся в зависимости от сценария развития экономики на 22–30%.