Голосование в «супервторник» в Оклахоме.

Голосование в «супервторник» в Оклахоме.

Nick Oxford / Reuters

Выборы-2016, несомненно, войдут в историю. Правда, не совсем ясно, в каком качестве – как триумф демократии, начало общественной и политической смуты, переход страны к религиозному или обычному авторитаризму или, наоборот, коммунизму кубинского толка?

У каждой из этих версий имеются свои апологеты и Кассандры. Чем бы эти выборы ни обернулись, пока ясно вот что: избиратели недовольны существующей экономической и политической ситуацией в стране, и в кои-то веки они свое недовольство активно выражают демократическим путем. Явка на предварительных выборах обеих партий бьет рекорды – и это несмотря на то, что во многих штатах проверки допуска избирателей в этом году здорово ужесточили. Причем голосуют избиратели против типичных политиков, набивших им оскомину своими «проверенными» рецептами и поддержкой статус-кво, за аутсайдеров (в английском значении этого слова), радикалов и повстанцев.

За эти несколько месяцев полностью провалилась идея, что выборы можно купить. Несколько лет назад Верховный суд разрешил корпорациям и богатым индивидуумам легко обходить лимиты на финансирование кандидатов, и в выборы хлынули огромные деньги. Эта президентская гонка с самого начала уже была дорогостоящей, и многие опасались, что магнаты вроде нефтяников братьев Кох и короля игорных домов Sheldon Adelson, грозившие вгрохать в выборы миллионы, попросту купят себе Белый дом.

За эти несколько месяцев полностью провалилась идея, что выборы можно купить

Денег они вгрохали, но избиратели их полностью проигнорировали. Зато Дональд Трамп почти не платит за рекламу, довольствуясь ежедневной дозой твиттера и тем, что его и так охотно показывают по телевизору. Берни Сандерс отказался от корпоративных денег и собирает на свою кампанию среди населения. Миллионы граждан шлют ему по двадцатке долларов.

Конечно, провал толстосумов – дело прекрасное, причем и для самих же толстосумов. Политики редко бывают благодарны тем, кто вознес их на вершину власти. Долги они платить не любят, а на вершине власти могут себе позволить не платить.

Еще одно достижение этих выборов в том, что они поставили американские праймериз с головы на ноги. Предварительные выборы начинаются в маленьких, богом забытых штатах, которые ни демографией, ни экономикой, ни политическими воззрениями не являются типичными для страны. После двух-трех праймериз начинают отваливаться проигравшие. Еще через несколько туров с дистанции сходит большинство претендентов.На прошлых президентских выборах, когда проголосовало чуть больше половины штатов, партийный кандидат уже практически определялся. Оставшиеся выборы были для него триумфальным шествием и началом уже непосредственно президентских выборов, когда пора точить ножи на оппонента из другой партии. Однако многие важные штаты, включая Нью-Йорк и Калифорнию с ее 12% населения страны, еще не имели возможности выразить свое мнение.

Сейчас все обстоит иначе.