График цены нефти марки Brent oil на лондонской бирже ICE Futures

График цены нефти марки Brent oil на лондонской бирже ICE Futures

Вячеслав Зитев / Интерпресс / ИТАР-ТАСС

Паника, царившая в России в начале года и связанная с «провалом» нефти ниже $30 за баррель, взлетом курса доллара выше 80 руб. и катастрофическими прогнозами на остаток года, сегодня сходит на нет. Цены на сырьевых рынках растут; вполне можно надеяться на то, что котировки нефти достигнут $50 за баррель; рубль укрепляется. И, хотя негативные прогнозы продолжают время от времени появляться, общее настроение политиков и экспертов можно называть вполне стабильным и даже немного оптимистичным.

Однако фундаментальная проблема никуда не исчезла. До недавнего времени Россия жила не только при высокой, но и при растущей цене на нефть. Ее котировки – если брать средние показатели по президентским «четырехлеткам» – выросли с $26,7 в 2000–2003 гг. и $57,6 в 2004–2007 гг. до $87,4 в 2008–2011 гг. и $93,4 за баррель в 2012–2015 гг. (в текущих ценах по марке Brent, по данным BP Statistical Review of World Energy).

Обязательные сокращения

Значительная, если не бóльшая часть полученных от нефти денег проходила через контролируемые государством финансовые каналы (бюджет и пенсионную систему). Неудивительно, что за последние 10 лет (с 2005 по 2014 г.) доходы федерального бюджета России выросли в 2,8 раза, а консолидированного – в 3,1 раза. Средства от «нефтяного дождя» не всегда тратились рачительно (свидетельствами тому являются по-прежнему убогая инфраструктура и слишком «точечный» характер нового строительства); тем не менее они позволили резко повысить уровень жизни населения, задать некие стандарты функционирования государственной машины и огосударствить большую часть экономики.

Но сегодня Россия сталкивается с совершенно особой реальностью.