Маяк на острове Шумшу Курильской гряды

Маяк на острове Шумшу Курильской гряды

Сергей Фадеичев / ИТАР-ТАСС

Есть легенда о Борисе Немцове, сопровождавшем Бориса Ельцина, когда тот рыбачил на Енисее с японским премьером Рютаро Хасимото. Ельцин любил встречи «без галстуков», и та рыбалка вполне могла стать исторической, но не стала – уже достигнутую договоренность о передаче Японии Курильских островов сорвали Немцов и поддержавший его президентский пресс-секретарь Сергей Ястржембский, которые, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», упали перед Ельциным на колени, умоляя его не отдавать российскую землю японцам, и уговорили, сумели, Ельцин передумал.

Наверное, людей, готовых встать на колени перед Владимиром Путиным, в его окружении тоже хватает, но по поводу тех, кто умеет ему возражать, есть большие сомнения. Именно поэтому так правдоподобно выглядят слухи и утечки после сочинской встречи Путина с нынешним премьером Японии Синдзо Абэ. В официальных хрониках проанонсирован «новый подход» к решению курильской проблемы, предложенный Абэ, и специалисты расшифровывают эту формулу вполне единодушно – Россия отдаст Японии Курилы, а Япония за это поможет России решить некоторые инфраструктурные и экономические проблемы. Такой прорыв в российско-японских отношениях может быть очень интересен российским властям именно сейчас, когда стран, готовых демонстративно дружить с Россией, в бывшей «восьмерке» не осталось совсем. Договориться с Японией – это, помимо прочего, будет значить еще и преодоление нынешней международной полуизоляции, что может быть первым шагом к возвращению России в большой мир. Так, по крайней мере, пишут внешнеполитические обозреватели, рассуждая о том, чем может обернуться на практике «новый подход», о котором говорит Абэ.

Самое замечательное здесь – никем не оспариваемая возможность такой договоренности. Если бы речь шла о том, что Абэ согласился впредь считать острова Курильской гряды неотчуждаемой частью России – это да, выглядело бы фантастикой, а сценарий, в котором Путин продает четыре или два острова в обмен на вложения в российскую экономику – почему бы и нет, в самом деле. И разница понятна. Это японскому премьеру выше его сил и полномочий было бы отказаться от более чем полувековых территориальных претензий к России, российскому же лидеру с его царскими полномочиями (и не только полномочиями – есть еще и что-то вроде общественного консенсуса по поводу того, что президент в России имеет право на все) вполне по силам не просто отдать острова, но еще и объяснить гражданам, что именно такое решение и будет для них самым желательным и долгожданным. Эта очевидная разница между японской властью и российской не оставляет большого простора для версий и сценариев – сама возможность достижения договоренности по курильскому вопросу между Токио и Москвой может значить только отказ России от островов. России, а не Японии. И если такая договоренность действительно достигнута, то мы имеем дело, наверное, с самым безумным решением, на какое только способна российская власть.