Заглавное фото сообщества «Море китов».

Заглавное фото сообщества «Море китов».

vk.com

В расследовании «Новой газеты» о детских самоубийствах главной сенсацией оказались не собственно самоубийства, а беспрецедентная реакция других медиа на эту публикацию. Сразу несколько изданий вслед за «Новой» выступили с уточняющими или опровергающими «Новую» собственными расследованиями, не обошлось и без моральных претензий к журналистке Мурсалиевой со стороны других изданий; разборов, разбитых на главки с заголовками «Объективен ли автор?» и «Честен ли автор?», не было даже после самых скандальных фильмов НТВ. По всем признакам статья «Группы смерти» уже сейчас, в середине мая, досрочно завоевывает титул главного газетного текста года – по крайней мере, представить, что кто-нибудь напечатает что-то еще более резонансное, сейчас просто невозможно.

Текст Галины Мурсалиевой действительно слишком уязвим для критики. Он излишне старомоден, местами истеричен, выводы автора в нем прописаны прямым текстом и навязываются читателю буквально с помощью эмоционального шантажа. Дополнительная проблема этого текста связана с тем, что автор, добрый и честный советский человек, зашел на ту территорию, где он вообще никак не ориентируется, пугается собственной тени и перестает отличать реальные факты от городских легенд и жестоких розыгрышей. Возможно, именно эта проблема стала критической, потому что во многих откликах на текст Мурсалиевой легко читается как раз именно это – она вторглась на нашу территорию, ничего не поняла, да еще и наследила, и такие отклики выглядят не менее истерично, чем исходный текст. Мурсалиеву обвиняют в том, что она многое преувеличила, приняла шутки за чистую монету, поверила пережившим горе и потому не вполне адекватно относящимся к действительности родителям юных самоубийц. Ошибки автора статьи в «Новой» в общем стоят поведения ее критиков – человек, который не разбирается с нравами «ВКонтакте», столкнулся с теми, кто только в этих нравах и разбирается. «Она не поняла, что школота так играет, поверьте мне, я сам школота» – так можно пересказать стандартный отзыв на статью Мурсалиевой.

Очевидно, это кризис компетентности – кризис массовый, касающийся не только журналистов «Новой». Над Мурсалиевой смеются, что она обнаружила несуществующий заговор в интернете, но и ее саму с легкостью необыкновенной записывают в участники другого заговора, в котором участвуют и зловещая Елена Мизулина, и силовики, и Первый канал, где несколько месяцев назад был похожий сюжет на ту же суицидальную тему. Если автор из «Новой» плеснул воды на мельницу любителей все запрещать, значит ли это, что автор сознательно работает на власть? Для многих ответ очевиден – да, значит. Самые продвинутые пользователи интернета, отлично ориентирующиеся во вконтактовских пабликах, заплывают в какую-то совсем неприличную конспирологию, когда дело касается медиа и политики.