Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова пляшет «Калинку» в Сочи.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова пляшет «Калинку» в Сочи.

Владимир Песня / РИА Новости

Дмитрий Медведев невольно иронизирует над пенсионерами, Дмитрий Киселев называет «заусенцами» прозвучавшую в программе откровенную ложь, а Мария Захарова танцует на публике «Калинку». Что с ними со всеми случилось? Создается ощущение утраты адекватности и коммуникационных ориентиров значительной частью российской элиты. Пресс-секретари заигрываются в политику, пропагандисты становятся влиятельнее партий, премьер скатывается в политическую бездну. Как это объяснить?

Дмитрий Медведев, будучи в Крыму и фактически дав тем самым старт своему участию в думской избирательной кампании, совершил очевидную ошибку – откровенно провально отреагировал на жалобы местных жителей, озабоченных мизерными пенсиями и отсутствием долгожданной индексации. Социальные сети были безжалостны: Медведева не высмеивал только ленивый.

Нелепое заявление Медведева вряд ли можно объяснить усталостью, случайностью, невнимательностью или незнанием банальных правил общения политика с народом, особенно в период кризиса. Однако это, казалось бы исключительное, событие, которое могло в других странах стоить должности, в российской действительности становится рядовым признаком преобразования, эволюции режима.

Диалог власти с обществом все больше походит на монолог, где условный выступающий так увлекся своей речью, что не слышит и не видит происходящего вокруг. Он настолько убежден в своем таланте, красоте, уникальности, что любая негативная реакция будет тут же объяснена пагубным влиянием бесов. У такой власти есть разные спикеры, которые говорят разными языками, разным вербальным и невербальным контекстом. Вот Дмитрий Медведев, который точно знает, что будет на посту премьера до конца президентского срока, и ему нет большого дела до того, что там в народе. Его работа – сводить бюджет. Да, трудно, но «вы там держитесь», говорит он, при этом совершенно очевидно рассчитывая на понимание и даже сочувствие: мол, видите, как мне трудно тут главой правительства работать. Денег-то нет, а все просят. Но я держусь, как будто приунывает сам премьер. Но говорит он это вовсе не бабушкам с мизерной пенсией, а самому себе, потому что в его системе коммуникаций никаких бабушек нет уже давно. Есть Путин, министры, Госдума, «Единая Россия».