Барак Обама

Барак Обама

SAUL LOEB / AFP

Америка – земля эмигрантов, и нет такой страны, чьи выходцы не были бы тут широко представлены. В Чикаго больше поляков, чем в любом польском городе, кроме Варшавы; вокруг Детройта сконцентрировалось самое многочисленное население арабов за пределами Ближнего Востока; у 17,5% населения страны корни в Латинской Америке, у 5,5% – в Азии.

И нет тут такого меньшинства, против которого в ту или иную эпоху не было бы дискриминации. Частные и государственные ограничения в свое время затрагивали ирландцев и итальянцев, католиков и мусульман, евреев и мексиканцев. В истории страны были и погромы против китайцев, и интернирование японцев во время Второй мировой войны. Даже скандинавы в Миннесоте одно время чувствовали себя неуютно. Про индейцев и говорить нечего.

Сейчас эти позорные страницы истории вроде бы позади, хотя предрассудки в отношении некоторых из этих групп в той или иной форме полностью не изжиты по сию пору. Но сегодня, если речь заходит о межрасовых отношениях и расовой дискриминации, то почти всегда имеется в виду чернокожее население. Отношения между белым – сегодня даже уже не совсем белым – большинством и афроамериканским меньшинством остаются во многом напряженными. Сегрегация официально запрещена, как и дискриминация по расовому признаку, но расы живут раздельно – apart. Смешанные браки можно пересчитать на пальцах и даже на улицах либерального Нью-Йорка черно-белую пару можно встретить значительно реже, чем в Париже или Лондоне. И это несмотря на то, что негритянское население проживает на территории США уже четыре столетия.

За XX век в Сенате США заседало два чернокожих сенатора, в Верховном суде было два верховных судьи, и один чернокожий губернатор управлял штатом один срок

Билла Клинтона называли первым чернокожим президентом. Да, он играл на саксофоне, говорил с южным акцентом и был популярен среди афроамериканцев. Но главная причина все же была в том, что «настоящего» черного президента тогда никто не ожидал еще много десятилетий, а то и вовсе никогда. За весь XX век в Сенате США заседало ровно два чернокожих сенатора, в Верховном суде было два верховных судьи, и один-единственный губернатор управлял штатом – Виргинией, и то всего один срок.

И тем не менее подходит к концу второй срок президента Барака Обамы.