Образец крови для проведения теста на допинг в антидопинговой лаборатории в Москве

Образец крови для проведения теста на допинг в антидопинговой лаборатории в Москве

Sergei Karpukhin / REUTERS

Допинговые скандалы взрывают спортивный мир практически ежегодно. Кто-то видит в них геополитическое противостояние или инструмент давления одной страны на другую, кто-то – следствие технологической отсталости стран и нечестности местных представителей антидопинговых комитетов. Slon Magazine поговорил с Сергеем Илюковым, спортивным врачом олимпийской сборной Финляндии, экспертом Эстонского антидопингового центра, о том, как препараты попадают в список запрещенных, о состоянии спортивной медицины в России и о том, почему следует ожидать новых разоблачений.

– Когда фарма стала проблемой для спорта, с чего все началось?

– Первая попытка запрета стимулирующих веществ была предпринята в легкой атлетике в 1928 году. В то время спортсмены просто пили стрихнин с виски – и умирали на трассах. Более пристальное внимание этой проблеме стали уделять в 1960-х годах после череды смертей велосипедистов, которые принимали амфетамины. Тогда же, в 1967 году, появился и первый список запрещенных препаратов Международного олимпийского комитета. Но борьбу с допингом в те времена назвать эффективной достаточно трудно. Скорее это была попытка принять меры предосторожности. В 1950–1960-х большинства стимулирующих препаратов не было в списке запрещенных. Допустим, анаболические стероиды, которые пришли в спорт в середине 1950-х годов, были запрещены только в 1976 году. А первые допинг-тесты появились ближе к 1980-м. Получается, был период длительностью около двадцати лет, когда спортсмены активно употребляли средства для повышения спортивной работоспособности, и это было вполне легально. Это отчасти заложило определенную культуру профессионального спорта тех лет.

Сергей Илюков

facebook.com

– Как появление допинга стало менять спортивную индустрию?

– По мере коммерциализации спорта пришло осознание, что допинг имеет не только пагубное влияние на здоровье, но и разрушает спорт непосредственно как профессиональную деятельность. Допинговый скандал привносит много негативной публичности, отпугивает спонсоров, особенно если мы смотрим на спорт с западной точки зрения, как на коммерческую индустрию. Вот почему в 1999 году было основано ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство). Плоды начавшейся фактически в начале двадцатого века борьбы мы наблюдаем в виде постоянных громких спортивных скандалов, лишения медалей и пересмотра результатов соревнований. И год от года контроль становится все эффективней.

Одним из главных достижений в области контроля над допингом за последние 5–7 лет стало введение биологического паспорта для спортсменов: паспорта крови, стероидного профиля. В не столь далеком будущем будет добавлен гормональный профиль спортсмена. В лабораторной аналитике тоже есть достаточно сильный прогресс. Например, сейчас пробы Пекина и Лондона анализируются новыми методами, которые не были доступны во время Олимпийских игр 2008 и 2012 годов. Несколько новых методов обнаружения анаболических стероидов были внедрены в практику в 2013 году, что позволило обнаруживать применение анаболиков на более длительном промежутке времени. Это сразу возымело эффект. В целом в последние годы формируется новая тотальная система контроля, основанная на последних медицинских технологиях. Хотя в ней еще по-прежнему достаточно много брешей.

В начале XX века спортсмены просто пили стрихнин с виски – и умирали на трассах

Тем не менее все последние скандалы – это, по большому счету, разрыв между новыми требованиями и возможностями антидопинговых комитетов и сознанием представителей спортивной индустрии, неспособных понять новую реальность, в которой оказались. Россия в этом вопросе, к сожалению, не стала исключением. Люди не успевают перестроиться и продолжают прибегать к использованию запрещенных препаратов. Печально и то, что возможности действовать как-то иначе у России пока нет.