Dani Cardona / REUTERS

Книга Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» в кратком пересказе (М., КоЛибри, 2009).

Контекст

Книга Нассима Николя Талеба «Черный лебедь» вышла в Америке в 2007 году. К этому времени автор был успешным трейдером, сделавшим себе состояние на банковском кризисе 1987 года и кризисе доткомов в начале нулевых. Уже его первая книга, «Одураченные случайностью» (о том, что в жизни все слишком зависит от случая, чтобы не пытаться к случаю приспособиться), попала в список «самых интеллектуальных книг всех времен и народов», составленный журналом Fortune.

Но с «Черным лебедем» Талеб пошел дальше и сыграл на опережение: он выпустил книгу о том, что предсказать большие события и кризисы невозможно, и тут же заработал на наступившем в 2008 году кризисе миллионы.

Главная идея «Черного лебедя»: самые большие изменения совершаются внезапно, и мы, пока не увидим их, даже не подозреваем об их существовании. Так, индюшка до встречи с мясником не подозревает, для чего ее откармливают, а люди до открытия Австралии и не догадывались о существовании черных лебедей. Тут надо сразу оговориться, что, будучи одной из самых популярных книг десятилетия, «Черный лебедь» часто критикуется, и за дело. Например, Талеб посвящает немало страниц героической борьбе с гауссовыми кривыми, а их давно уже не используют в статистике. Вообще, есть подозрение, что он не очень хорошо представляет себе современное состояние науки, прежде всего экономику и статистику, на которые так ополчился.

В ответ на не озвученное еще требование доказательств Талеб иронически отбрыкивается, называя одну из глав «доказательства-шмоказательства» и с самого начала предупреждая, что не будет подыскивать факты под свою теорию: «Набор анекдотов, умело встроенный в рассказ, не является доказательством. Тот, кто ищет подтверждений, не замедлит найти их – в достаточном количестве, чтобы обмануть себя и, конечно, своих коллег». А примеры, словно назло, наполовину использует выдуманные: толстый брокер, который наживается на кризисах, его русская возлюбленная, чей дебютный роман внезапно превратился в большой бестселлер, а второй – столь же внезапно им не стал.

Книга Талеба важна не только потому, что сделалась одним из главных бестселлеров последнего десятилетия, но и потому, что руководство она дает практическое: мы не посыпаем голову пеплом, потому что ничего не знаем о мире, а пытаемся понять, что делать с этим незнанием.

Основная идея

Итак, Черный лебедь – это важное событие, которое объединяет три признака: оно исключительно (не похоже ни на что, что было прежде), оно имеет редкую силу воздействия и оно предсказуемо только ретроспективно – то есть мы можем объяснить его только тогда, когда оно уже произошло. Один из главных примеров у Талеба – война в его родном Ливане, где долгими столетиями уживались разные конфессии и никто не мог представить, что они начнут резать друг друга. Более близкие нам истории – 11 сентября и кризис доткомов. Финансовые кризисы – те еще черные лебеди, на самом деле экономисты, которым Талеб так не верит, вполне успешно их предсказывают. Но в самой книге для такого почти прогнозируемого события есть определение «серый лебедь»: мы знаем, что рванет, но не знаем, когда и где.

Черные лебеди не просто существуют, но и, согласно Талебу, объясняют почти все, что происходит на свете. Предсказать их невозможно – лучше и не пытаться, – поэтому необходимо приспособиться к их существованию: «Невероятное настигает тебя, только если ты позволяешь ему управлять тобой».