Предприятие "Северсталь-авто" - "Sollers-Елабуга" (особая экономическая зона "Алабуга")

Предприятие "Северсталь-авто" - "Sollers-Елабуга" (особая экономическая зона "Алабуга")

Александр Саверкин / ТАСС

Накануне Дня России, когда, казалось бы, следовало итожить успехи прошедшего года и радоваться тому, как активно развивается страна, президент Владимир Путин распорядился прекратить создание особых экономических зон, закрыть часть уже действующих, а оставшиеся переподчинить регионам, избежав расходования на них средств из российского федерального бюджета.

Заявлению предшествовало сообщение Счетной палаты, из которого следовало, что за десять лет на создание особых экономических зон из бюджета потратили 186 млрд рублей, а налоговые и таможенные платежи из самих зон составили всего 40 млрд. Причем каждое созданное там новое рабочее место обошлось в 10 млн рублей (если по такой цене увеличить число рабочих мест на 25 млн, что обещал президент в 2011 году, на это пришлось бы потратить четыре объема ВВП РФ). И вот наконец ОЭЗ будут ликвидировать (хотя остаются еще так называемые территории опережающего развития (ТОР), с которыми связывают какие-то надежды, но которые, вероятно, ждет такой же конец).

Почему у нас все оказалось снова не как у людей? Почему первая особая экономическая зона в Джебель-Али просто перевернула экономику Дубая, открыв перед эмиратом путь к достижению статуса одного из самых богатых регионов мира? Почему свободные экономические зоны в Китае за двадцать лет превратили прибрежные районы этой страны, хронически пораженные бедностью, в процветающие территории, ставшие локомотивом экономического роста? Почему разбросанные по всей Мексике maquiladores обеспечили устойчивый хозяйственный рост на протяжении пятнадцати лет и на пике своего развития поставляли до двух третей мексиканского экспорта? Что во всех этих примерах было такого, что российские менеджеры так и не смогли скопировать? Ответ довольно прост.