Владимир Астапкович / РИА Новости
Похоже, времена и нравы действительно смягчаются. Главным предметом публичных дискуссий становятся уже не кровавые разборки в Донбассе, Сирии и на улицах Марселя, а тема вполне гуманитарная: парадоксы городского планирования. Четвертые сутки идут жаркие споры о программной статье Григория Ревзина под названием «Благоустройство Москвы: мы готовы терпеть кнут, но подавитесь вашим пряником», являющейся апологией – или даже манифестом – собянинского урбанизма.
Колонка Ревзина – памятник эпохе, и неслучайно она вызвала такую бурную реакцию соцсетей. В связи с этим текстом можно говорить о всех главных темах сегодняшнего дня. Можно говорить об этике расходования 123 млрд рублей бюджетных денег на реконструкцию нескольких улиц в центре, когда в городе закрываются больницы, сливаются поликлиники и отказываются от индексации пенсий. Можно рассуждать о попытке главного архитектурного критика России, любимца либеральной публики, вдруг ставшего пиарщиком властей, оправдаться перед своей целевой аудиторией и референтной группой. Можно, наконец, вспомнить Гоголя с Маниловым и Ильфа с Альхеном.
Я же хочу сказать об идеологии московской (и шире – российской) модернизации, ибо колонка Ревзина излагает ее с подкупающей прямотой. Речь идет ни много ни мало о просветительском проекте, в котором Собянин вместе с придворными урбанистами-технократами исполняет роль просвещенного правителя, строящего для неразумных горожан, не понимающих собственного блага, гранитные ложи, партеры и подиумы, где, как в садах Версаля, как в парижских пассажах у Беньямина, начнется непрерывное дефиле горожан, наблюдающих и наблюдаемых, развернется театр городской жизни.
Для возведения этой регулярной утопии необходимы, по словам Ревзина, «жертвы на алтарь цивилизации» – и сегодня ради будущего Города Солнца нас всех приносят в жертву на гранитном алтаре в клубах пыли и грохоте отбойных молотков. А когда осядет пыль, отзвучат аплодисменты и улетят в небо праздничные шары, по гранитным плитам понесутся на самокатах бородатые хипстеры и активные горожане, по пути от станции монорельса на открытие мультимедийной инсталляции – все как в рендерах КБ «Стрелка».