Логотип «Роснефть».

Логотип «Роснефть».

Sergei Karpukhin / REUTERS

Продолжается эпопея с продажей государственного пакета «Роснефти» – самой дорогой компании в стране. Согласно последней информации, на него претендуют китайские и индийские инвесторы, а сделка может стать крупнейшей приватизационной сделкой в истории России. Slon Magazine объясняет, что означает продажа пакета, кто и зачем его хочет купить, а также к чему это может привести.

Что продают?

19,5% акций «Роснефти».

Почему именно такой пакет?

Это максимальная доля, с которой может расстаться правительство, чтобы не потерять контроль над компанией. Правительству РФ через компанию «Роснефтегаз» принадлежат 69,5% акций, и еще одной акцией владеет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. То есть после приватизации у государства останутся 50% плюс одна акция.

Кто еще владеет «Роснефтью»?

19,75% акций владеет британская BP, оставшимися 10,75% – другие физические и юридические лица.

В 2006 году 0,6% купила Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC). Какая доля ей принадлежит на текущий момент, неизвестно. Среди физлиц 0,13% акций рыночной стоимостью 456 млн рублей принадлежат лично главному исполнительному директору Игорю Сечину.

Сколько государство хочет заработать на продаже доли в «Роснефти»?

Как минимум 700 млрд рублей. Рыночная стоимость аналогичного пакета на Московской бирже – 705 млрд рублей (по данным на 18:49 мск 21 июня).

Когда пройдет приватизация?

Точно не определено. С вероятностью 50% госпакет компании могут продать до конца 2016 года, оценивал министр экономического развития Алексей Улюкаев 8 июня. По его словам, впереди в очереди на приватизацию стоят государственные пакеты в алмазодобывающей компании «Алроса» и национализированной в 2014 году «Башнефти».

Многое будет зависеть от цен на нефть. С минимумов конца января баррель Brent подорожал почти на 80%; за тот же период бумаги «Роснефти» прибавили в цене около 50%. Поскольку по-прежнему есть основания ждать дальнейшего роста цен, государство, скорее всего, будет и дальше выжидать, чтобы приватизировать пакет на пике. С другой стороны, как признал президент Владимир Путин в середине апреля, «бюджету нужны деньги», поэтому долго откладывать этот момент правительство, скорее всего, не сможет из-за высокого дефицита.

Кто претендует на пакет «Роснефти»?

В прессе назывались две госкомпании: китайская CNPC и индийская Oil and Natural Gas Corporation (ONGC). Две компании вполне могут принять участие в приватизации совместно. «Мы не конкуренты», – заявил министр нефти Индии Дхармендра Прадхан на Петербургском форуме в июне.

Интерес к сделке проявляют и другие страны, намекал Улюкаев. Западные инвесторы, очевидно, участвовать не будут из-за санкций. Россия ищет «стратегического партнера», который не будет «скупердяйничать» при покупке, говорил Путин.