Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Murad Sezer / Reuters

Владимир Путин может записать себе в актив еще одну блистательную внешнеполитическую победу. Президент Турции Эрдоган принес долгожданные личные извинения за сбитый российский Су-24 и гибель летчика Пешкова. В турецком послании выполнено большинство российских условий: извинение, обещание наказать виновных в гибели летчика. Правда, выплачивать компенсацию за сбитый бомбардировщик турецкие власти неожиданно передумали.

Тем не менее, этот разумный и политически мужественный шаг турецкого лидера не стал неожиданностью. Точные условия нормализации отношений были обозначены Владимиром Путиным в апреле в ходе прямой линии с президентом. За этим последовал обмен тайными посланиями при посредничестве Алжира, смена правительства Турции и заявления нового премьера Йылдырыма о намерении «расширить круг друзей Турции», а затем первое послание Эрдогана Путину на День России 12 июня, где выражалось намерение вернуть отношения «на уровень, которого они заслуживают».

Безусловно, можно говорить, что жесткая линия Путина с ультимативными требованиями, готовностью не считаться с собственными экономическими потерями и бескомпромиссностью там, где затронуты престиж и честь России, оправдала себя. Всему миру преподнесен урок, что будет, если против России и ее граждан применить вооруженную силу. Здесь российская пропаганда получает мощный энергетический заряд на длительный период. И без того высокая общественная поддержка внешней политики и лично российского президента обновит социологические рекорды.

Но при пристальном рассмотрении будет видна также проявленная Москвой сдержанность в реакции. Удалось избежать худшего – прямого военного ответа с неизбежным продолжением, что грозило крупным конфликтом. Вместо этого пожертвовали интересами российских туристов, турецких строителей и потребителей турецких продуктов питания.

Под шум борьбы с контрабандой нефти запрещенной в РФ группировки ИГИЛ через Турцию (на самом деле нефти из Иракского Курдистана в Израиль) разбомбили, что могли, из турецких активов среди сирийской оппозиции, особенно из числа ранее неведомых Путину туркоманов в Латакии. Но все же главной причиной «разворота Эрдогана» стали не российские санкции (несмотря на пустующие курорты Антальи), а «курдский фактор» и полный коллапс турецкой политики в Сирии и в регионе в целом. Москва тут тоже приложила руку, активизировав контакты с Демократической партией Курдистана (было открыто ее представительство) и с ее военным крылом в Сирии, в том числе нанося авиаудары в интересах курдских формирований с целью перерезать каналы снабжения сирийской оппозиции и закрыть границу с Турцией.