Герман Греф.

Герман Греф.

Валерий Шарифулин / ТАСС

Почему в России так часто тормозятся реформы, инициированные или одобренные на самом верху? Виной тому — отвратительное качество госуправления в стране, убежден Герман Греф. Чтобы планы выполнялись, глава Сбербанка еще в начале весны предложил Владимиру Путину технический выход — создать подчиненную президенту структуру, независимо от кабинета министров осуществляющую контроль за ходом и выполнением приоритетных государственных задач. Начинание, известное среди специалистов как Delivery Unit, обещает помочь в реализации важнейших для страны проектов. Но судьба предложения Грефа до сих пор неясна — управленческую новацию никто не спешит претворять. Разберемся почему.

Что такое Delivery Unit?

Практика в госуправлении, впервые примененная британскими властями в 2001 году. Вопреки укоренившемуся мнению, автором системы был не бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, хотя именно он энергично способствовал ее воплощению. Идея родилась у профессора сэра Майкла Барбера — советника Дэвида Бланкетта, руководившего в то время Департаментом образования. С помощью новой системы правительство Тони Блэра (1997–2007) получило возможность контролировать выполнение важнейших государственных поручений — в российском варианте нацпроектов, майских указов — благодаря системной работе группы, состоящей из трех десятков сильных правительственных экспертов и независимых консультантов (тяжелой артиллерии McKinsey и Bain). Служба подчинялась напрямую главе исполнительной власти в стране, что понятно уже из более полной версии названия системы — Prime Minister's Delivery Unit.

Отслеживание объективных результатов по мере движения к цели сопровождалось подготовкой докладов для Даунинг-стрит, 10 с подробным перечнем успехов, но прежде всего — проблем и решений, необходимых для их устранения. Инструментарий Delivery Unit включал в себя ежемесячные заседания с участием премьерских контролеров, с одной стороны, и ответственных за исполнение (руководителей ключевых министерств и ведомств) — с другой: так называемые stocktakes означали честную и наглядную «инвентаризацию» выполненного в рамках поставленных задач.

В годы правления Блэра приоритеты британского кабинета лежали в сфере образования, здравоохранения, борьбы с преступностью и развития транспорта. Для прогресса в любой из этих областей требовалась скрупулезная независимая оценка деятельности исполнителей по всей ведомственной цепочке. Поэтому впоследствии к обязанностям упомянутого спецподразделения добавился мониторинг производительности чиновников в строгом соответствии со всеми ключевыми показателям их работы (KPI), детально прописанными в трехлетних соглашениях (Public service agreements).

Как сработала система?