Протесты в Вашингтоне, 1979.

Протесты в Вашингтоне, 1979.

AP / TASS

В начале 1980-х, когда в Белый дом только въехал Рональд Рейган, победивший во многом благодаря суровой критике федерального правительства, американская столица была тихим, провинциальным, южным городком. Как многие американские города, Вашингтон был сыроват, немного не достроен, с большими пустырями между домами в центральной части города, заброшенными или обустроенными под парковку. Город тогда еще не оправился от расовых волнений конца 1960-х. Ресторанов и магазинов было мало, но зато на каждом углу был магазин, торгующий дешевым спиртным из-за пуленепробиваемого стекла, вокруг которого понуро сидели клиенты – главным образом афроамериканцы, для которых в городе было мало рабочих мест.

Все для клиентов

С тех времен Вашингтон здорово изменился во многом благодаря Рейгану, но совсем не так, как представляли себе избиратели, отдававшие тогда голос новому президенту. Вашингтон не уменьшился в размерах, а, наоборот, фантастически вырос и расцвел. Основным стимулом для бурного роста столицы стало увеличение числа профессиональных и индустриальных ассоциаций, представительских офисов корпораций и консалтинговых фирм, чья единственная цель была лоббировать Федеральное правительство. Бывшие сенаторы и конгрессмены теперь уже редко уезжают обратно в свои штаты по окончании карьеры. Они становятся высокооплачиваемыми консультантами, использующими свои связи на благо клиентов.

Лоббисты вам скажут, что они всего лишь доводят до сведения государственных мужей точку зрения клиента, образовывают их и тем самым помогают им принимать обоснованные решения. Не верьте. Лоббирование – это прежде всего вопрос денег.

За 35 лет общая стоимость выборов в нижнюю палату Конгресса (организация предвыборного штаба и офисов на местах, зарплата на штат и консультантов, расходы на рекламу, поездки по штату и пр.) подорожала в два с половиной раза с учетом инфляции, с $331 млн до $821 млн. Средняя стоимость победы в Конгрессе возросла более чем в два раза, тоже с учетом инфляции, до $1,4 млн. Выиграть же мандат сенатора стоит теперь около $10 млн.