Граффити в Вильнюсе, Литва

Граффити в Вильнюсе, Литва

Petras Malukas / AFP

Призрак бродит по Европе, призрак популизма. Не успели сторонники Brexit, движимые националистической и антиевропейской риторикой, отпраздновать свою победу на референдуме 24 июня, как свежие новости пришли из Австрии, где 1 июля Конституционный суд отменил итоги прошедших в мае президентских выборов и назначил новые на октябрь 2016 года. В них отличные шансы имеет ультраправая Австрийская партия свободы, во главе которой стоит евроскептик Норберт Хофер.

Вирус правого популизма поразил страны бывшего «восточного блока». В Венгрии уже шесть лет находится у власти «европейский Чавес», харизматичный популист Виктор Орбан по прозвищу Виктатор, лидер консервативно-христианской партии «Фидес», между тем как в рейтингах к ней подбирается ультраправая националистическая партия «Йоббик», третья по значимости политическая сила в стране – антисемитская, антицыганская и гомофобная. В Польше в конце 2015 года на выборах победила консервативная партия «Право и справедливость» с теми же лозунгами: антилиберализм, евроскептицизм, ксенофобия. В марте 2016-го на парламентских выборах в Словакии неожиданные 8% голосов получила правопопулистская Партия народа во главе с Марианом Котлебой. В восточных землях Германии митинги движения ПЕГИДА (Патриотичные европейцы против исламизации Запада) собирают десятки тысяч человек, а новая партия консервативных евроскептиков «Альтернатива для Германии» грозит отобрать часть голосов у Ангелы Меркель на следующих выборах в Бундестаг.

Впечатляют и недавние успехи Национального фронта Марин Ле Пен в первом туре региональных выборов во Франции в 2015 году; хотя она и уступила во втором туре во всех регионах, но тем не менее не теряет надежд на успех в президентских выборах 2017 года: ее нынешний рейтинг колеблется около 30%. Популизм задает тон и в греческой политике, где на парламентских выборах в сентябре 2015 года вновь победила левопопулистская партия СИРИЗА Алексиса Ципраса и вместе с правыми популистами «Новых греков» контролирует парламент, и в турецкой, где страной уже 14 лет правит национал-популист и автократ Реджеп Тайип Эрдоган.

И наконец, с другой стороны Атлантического океана во весь трагикомический рост встала проблема Дональда Трампа, незаконной кометой ворвавшегося в президентскую гонку 2016 года и ставшего кандидатом от республиканцев. Даже если эксцентричный миллиардер проиграет на финишном отрезке Хиллари Клинтон, то американской политической системе предстоит еще долго осмысливать и переваривать кризис выборов-2016, когда одновременно с двух флангов популисты и демагоги Дональд Трамп и Берни Сандерс разнесли в клочья карточный домик американской партийной политики.