Владимир Путин на церемонии запуска в серийное производство автомобиля "Лада Ларгус" на заводе ОАО "АВТОВАЗ"

Владимир Путин на церемонии запуска в серийное производство автомобиля "Лада Ларгус" на заводе ОАО "АВТОВАЗ"

Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Российские и иностранные политологи привыкли повторять, что Владимир Путин создал в России популистский режим, основанный на потворствовании мнению и эмоциям большинства, чутко реагирующий на изменения народных настроений и умело использующий самые современные пропагандистские инструменты для создания нужного ему «общественного мнения». Поддержка масс для нынешней российской власти кажется несопоставимо более важной целью, чем завоевание симпатий отдельных социальных групп. Данная стратегия дает вполне удовлетворительный эффект – и, видимо, власть не собирается ее менять.

Однако, если отойти от чистой политики, окажется, что в экономической сфере действия российской верхушки выстроены по совершенно иной, даже противоположной логике.

Если в политике превалирует популизм и заигрывание с толпой, то в экономической сфере власть переносит акцент на отдельные группы, которые с политической точки зрения весят куда меньше, чем те массы, интересы которых существенно страдают от такого заигрывания. И в данном случае я не говорю о выделении сотен миллиардов рублей на мегапроекты типа переустройства Владивостока к саммиту АТЭС, проведения Олимпиад или строительства Керченского моста – они хотя бы в минимальной степени имеют пропагандистский эффект, а люди в России давно уже не относятся к бюджетным деньгам как к своим собственным. Речь идет о политике, которая много лет именуется в России «поддержкой отечественного производителя».

Возьмем лишь самые известные случаи. Хрестоматийным примером является, разумеется, АвтоВАЗ.