Henry Romero / Reuters
С начала 2015 года на территории Франции было совершено более десяти терактов. В двух крупнейших из них – ноябрьской атаке в Париже и последнем нападении на толпу, празднующую День взятия Бастилии на набережной в Ницце, погибло в совокупности более двухсот человек. Старая Европа становится полем боя, но пока не готова принять это со всей серьезностью. Подобное осознание потребовало бы изменения отношений к своему образу жизни и системе ценностей. Личные свободы, которые многие европейцы считали данностью, как оказалось, нуждаются в защите – в том числе вооруженной.
Государственной безопасности недостаточно
Расслабленность европейцев проявляется, в частности, в чудовищной некомпетентности французских спецслужб. Факт некомпетентности подтвердило парламентское расследование, результаты которого опубликованы в Париже 5 июля. Основные выводы комиссии сводятся к тому, что во Франции действует целых шесть отдельных спецслужб, при этом еще шесть министерств имеют собственные разведки. Все эти структуры не координируют действия между собой, агентурная работа по целому ряду направлений – например, в тюрьмах, где активно работают вербовщики-исламисты, – ведется очень слабо. Исполнители ноябрьских терактов в Париже находились в зоне внимания французских спецслужб, но подготовка теракта при этом не была остановлена. Французская пресса недавно рассказывала о ситуации, когда некий Ларосси Аббалла, находящийся в списке подозреваемых в связях с террористами, был задержан на Елисейских Полях, но полиция просто не смогла дозвониться до спецслужбы, составившей этот список, и подозреваемый был отпущен. Сейчас во Франции анонсирована масштабная реформа спецслужб, ориентированная на американские образцы и предполагающая, в частности, создание единого реестра лиц, связанных с террористами, и Национального антитеррористического комитета, подчиненного напрямую премьер-министру, – последний должен решить хаос в координации различных ведомств.
Во Франции только что закончился чемпионат Европы по футболу, про безопасность которого после парижской атаки тоже было немало опасений – вплоть до предложений перенести состязания. В ходе одного из матчей публику, певшую на трибунах «Марсельезу», не на шутку напугала взорванная петарда. Но в итоге с чемпионатом все закончилось хорошо – очевидно, что службы безопасности в этот момент выполнили свою работу. Проблема заключается в том, что Франция вынуждена сейчас быть готовой к атакам отнюдь не только во время больших массовых событий – террористическая угроза стала в стране повседневностью.